Художественная культура и искусство Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей оборудование для Птицефабрик от ООО "Светавтоматика", работаем по России и СНГ Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
Курс лекций по истории искусства Мусульманская культура Тибетский буддизм Традиционная культура Японии Культура Африки Культура Византии. Основные произведения раннего христианства Начало Возрождения в Италии барокко и классицизм

Древние тибетские легенды повествуют о том, что столетия назад вода покрывала многие части Тибета. Это подтверждается наличием ископаемых рыб и других морских животных, найденных при раскопках. Табличка Ю, найденная на пике Ку-Лу горы Хингана в провинции Ху-Пей, гласит, что великий Ю «здесь нашел убежище (в 2278 г. до н. э.) после спада потопа». Потоп захватил весь Китай, за исключением самых высоких мест. Сами жители Тибета считают, что их родина в свое время была равнинной страной, расположенной на берегу моря, однако по необъяснимой пока причине произошли страшные землетрясения, в результате которых большие участки суши опустились в море, а другие превратились в горы. Температура извергающихся из недр источников в Тибете колеблется, в некоторых из них вода кипит, в других — ледяная. Горячая и влажная атмосфера с невообразимо высокой температурой через несколько метров сменяется пеленой тумана низких температур. В первых веках нашей эры на обширных пространствах Тибета обитали многочисленные племена. Тибетское государство начало складываться в конце VI в. К этому времени завершился процесс слияния тибетских племен в крупные военно-племенные союзы. По свидетельству тибетских источников, в середине I тыс. на территории Тибета таких союзов, организованных в небольшие княжества и царства, было около двадцати. Наиболее развитым оказалось царство, расположенное на юго-востоке страны, в долине Ярлунг. Правители этого царства вели войны с соседями, постепенно присоединяя к себе их владения. Так шел процесс объединения Тибета в мощную военно-политическую империю, завершенный воспетым тибетской историей царем Сонцзэнгампо (617-649). Он присоединил к Тибету ряд земель на западе и северо-западе Китая, утвердился в некоторых областях Центральной Азии, Индии и Непала. Во время правления Сонцзэнгампо в Тибете появляется письменность, чего настоятельно требовали нужды сложившегося государства. Тибетская историческая традиция говорит, что в 632 г. царский советник Тхонми Самбхота был послан в Кашмир для изучения искусства письма и через несколько лет вернулся в Лхасу — столицу Тибета. Он выработал тибетский алфавит на основе древнеиндийской письменности брахми и написал грамматику тибетского языка как свод изложенных в стихах грамматических правил — от формирования слога до составления из слов предложения. оборудование для Птицефабрик от ООО "Светавтоматика", работаем по России и СНГ

Быт и нравы тибетцев были обусловлены суровыми географическими и климатическими условиями. Природа в этой местности поражает своей грандиозностью и доминирует над единичным человеком, она заставляет чувствовать ничтожность его собственного «я». Поселившись на огромной пустынной равнине гималайского плато, на высоте пяти с половиной тысяч метров над уровнем моря, люди постоянно ощущали мощь природной стихии. Им требовалось учение, которое воспитало бы сильную волю, дух и тело, любовь к ближнему, сострадание и взаимопомощь. Формированию таких черт характера способствовала религия Бон, а затем тибетский буддизм — ламаизм. Суровая тибетская система воспитания также способствовала формированию этих качеств. В детстве ребенок, независимо от того, в какой семье он воспитывался, должен был испытывать лишения и трудности. В высокогорных районах тибетцы купают новорожденных в ледяных ручьях, чтобы выяснить, имеет ли он право на жизнь, которая обязательно предъявит ему суровые испытания.

Система питания тибетцев очень проста. Основным блюдом являлась цампа — приготовленный в форме галеты ячмень. Мясо в пищу не употреблялось, поскольку религия запрещает прямо или косвенно убивать живое. Если животное погибло из-за несчастного случая и люди используют его в пищу, то они становятся его должниками. Такого рода долги оплачиваются через духовника, который, стоя перед тушей, возносит молитвы к его душе. В ламаистских монастырях и храмах были специальные монахи, которые молились только за животных. В Тибете считается, что всякое живое существо выполняет свою полезную роль в мире, и его грешно лишать жизни. В Тибете есть профессия мясника, но до сих пор ортодоксальные семьи держаться на расстоянии от мясников, относя их к касте «неприкасаемых».

В повседневной жизни тибетцы почитали традицию ни в коем случае не спать днем, так как они считали, что духи света могут отказаться от спящего, и его будут преследовать неудачи. В сне отказывали даже детям, чтобы они не были «одержимыми». С больными поступали так же, приставляя к ним монахов. Даже умирающие должны быть в полном сознании, чтобы не сбиться в пути, переселяясь в другой мир, не затеряться за его пределами.

Тибетский народ, согласно своей исконной религии Бон, верил, что небо, земля и все находящееся в ее недрах, принадлежат духам, и чтобы заручиться их благосклонностью, нужно было приносить им жертвы. Коварными считались духи, подстерегавшие путников на дорогах, поэтому вдоль караванных троп в горах строили каменные стены — мэндоны. Они тянулись на многие сотни километров, имели высоту от 1 до 1,5 м, защищали от снежных лавин и камнепадов. В наиболее опасных местах на стенах тибетцы писали красками заклинания — мантры. Иногда в каменной кладке делали нишу, в которой каждый проходивший оставлял свое подношение духам.

Дома жителей Тибета имели два этажа и окнами выходили на дорогу. Запрещалось дома строить выше, потому что никто не имел права смотреть свысока на Далай-ламу, но, поскольку этот закон действовал неукоснительно только во время ежегодных церемоний, многие тибетцы сооружали на плоских крышах домов легко разбираемые деревянные надстройки. В каждом крыле дома имелась часовня, где перед алтарем с деревянными скульптурами горели масляные светильники.

Со временем селения в речных долинах превращались в города, где жили ремесленники, изготовлявшие тибетские ковры, шерстяные ткани и изделия из металлов, украшенные самоцветами. Тибетские дома здесь строились из камня со стенами, толстыми у основания и поэтому кажущимися наклоненными внутрь. Такая конструкция способствовала устойчивости здания при землетрясении. Первый этаж был без окон и предназначался для хозяйственных нужд, а верхние этажи были жилыми. Плоские кровли служили местом для отдыха, а приставные лестницы, ведущие в эту часть здания, при малейшей опасности втягивались наверх.

Оконные проемы домов часто не имели стекол и закрывались пропускавшей свет непрозрачной бумагой, так как своего стекольного производства в Тибете не было. Привезенное из Индии стекло стоило чрезвычайно дорого.

Из Индии также привозилось дерево для печатных книг. На изготовленных из него дощечках гравировался текст, и гравировка считалась очень почетным занятием. Бумага в Тибете использовалась для книг, но она также была очень дорогой, так как ее изготавливали вручную.

Тибетские книги — большая стопка страниц, заключенных с двух сторон в деревянные корки, — изготавливались монахами в монастырях. Страницы обычно имеют в ширину метр и высоту 40 см. Во время печатания книга кладется на плату, затем один из монахов наносит на нее валиком ровный слой чернил, другой кладет лист на форму, и третий тут же проходит по нему тяжелым валиком, четвертый монах снимает готовую страницу и передает ее ученику-печатнику, который раскладывает страницы по порядку. Непропечатанные листы откладываются в сторону и используются при обучении. В монастыре Шакпори страницы учебных пособий имеют размеры 2 х 1,3 м. На такой странице может поместиться рисунок человека в натуральную величину. Монахи делали астрологические карты, с которых потом изготавливали гороскопы площадью в 60 кв. см. Они показывают положения планет в момент зачатия и рождения ребенка. Оставалось только внести в специальные пропуски на картах данные из точных математических таблиц, которые рассчитывались тоже в монастыре.

Сабдаг. Тибетский ксилограф.

К науке о составлении гороскопов тибетцы всегда относились достаточно серьезно. Она заключается в точном воспроизведении карты звездного неба на момент зачатия и рождения человека. При этом точно устанавливалось взаиморасположение планет, а также сила их влияния на звездную карту новорожденного, для чего необходимо было знать точное время рождения. Оно переводится в звездное время, которое невозможно зарегистрировать ни одними часами мира.

В школах дети использовали зачастую не бумагу, а грифельные доски, на которых писали кусочками твердого мела. Примечательно, что школьники изучали две разновидности тибетского языка: общеупотребительный язык и язык высокого стиля. Первый употребляли в разговоре с домашними и людьми рангом ниже, второй — с людьми равными по происхождению и рангом выше. Правило было таково, что даже к лошади более знатного человека следует обращаться в высоком стиле.

Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль. XI— сер. XIII вв. в истории средневековой культуры называют периодом романики. В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда про-исходит термин «романский» — римский. 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в.- как время «зрелого» романского искусства.
Древние тибетские легенды