Художественная культура и искусство Курс лекций по истории искусства Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
История русской культуры Древнерусская (российская) культура Культура Киевской Руси Культура Московского государства Эпоха реформ Петра Русская культура XIX века

«Серебряным веком» в развитии философии считается XIX в. Патриархом русской философской мысли является Вл. Соловьев. Идейные поиски Вл. Соловьева в области философии и эсхатологии, в частности его учение о мире как «всеединстве», оказали существенное влияние на русский религиозно-философский ренессанс конца XIX — начала XX в., а также на становление и развитие литературы символизма. Вл. Соловьев вводит в русскую философию идею космизма, понятие Софии. Его идеи подхватывают Н. Федоров, а затем К. Циолковский и П. Чижевский. Их творчество открывает новое своеобразное философское направление, названное впоследствии русским космизмом.

Соловьев описывает мировой космо-эволюционный процесс, который проходит через множество стадий и завершается тем, что через живой организм происходит дальнейшее сближение мировой души с Божественным началом. Это стремление посредством цепи развития бессознательного находит современную форму для Божественной идеи. Таковым является человеческий организм. С него начинается новый процесс развития самой этой идеи, как начала внутреннего всеединства, в форме сознания и свободной деятельности».

К идее космоэволюционного процесса несколько иначе относится другой русский философ — оригинальный представитель космизма Н. Федоров. Основными его иде­ями были мысли по проекту «регуляции природы» как «внесения» в нее «воли и ра­зума», обретения человеком и человече­ством более высокого вселенского статуса, включавшего его бессмертие, вплоть до воз­вращения к преображенной жизни всех прошедших поколений. Н. Федоров считал, что в человеке воссоздается жизнь всех ушедших поколений — поиском, трудом и творчеством. По его мнению, смерть проти­воестественна для человека и чужда челове­ческому духу, и на этом основании он пытал­ся развить идею всеобщего человеческого.

Ю. Фельтен. Церковь Иоанна Предтечи в Петербурге.

К. Э. Циолковский резко обнажил вопрос: зачем все существует в мире? Этот вопрос страшен, но он существует. К. Э. Циолковский именно так поставил этот вопрос, размышляя над теорией космических эр. Он замечает: «Есть вопросы, о которых мы не можем говорить, которые мы не можем задавать ни другому, ни даже самому себе, но непременно задаем себе в минуты наибольшего понимания мира. Эти вопросы: зачем все это?.. Дирижабли, ракеты, второе начало термодинамики — это дело нашего дня, а вот ночью мы живем другой жизнью, если зададим себе этот проклятый вопрос. Говорят, что задавать такой вопрос — просто бессмысленно, вредно и ненаучно. Говорят — даже преступно. Согласен с такой трактовкой... Ну, а если он, этот вопрос, все же задается... И задается он не только здесь, в светелке Циолковского, но некоторые головы полны им, насыщены им — и уже не одно столетие, не одно тысячелетие... Этот вопрос не требует ни лабораторий, ни трибун, ни афинских академий. Его не разрешил никто: ни наука, ни религия, ни философия. Он стоит перед человечеством — огромный, бескрайний, как весь этот мир, и вопиет...»* Мысли о вечном пробуждают раздумья о конечности своего существования. Молодости неведома конечность, она далека еще и неощутима. Чтобы человек узнал его, дух должен поглотить молодость, тогда он может почувствовать свою конечность и предстать перед вечность

В XIX в. появились течения славянофилов и западников. Виднейшими представителями славянофильства были А. С. Хомяков, К. С. Аксаков и И. В. Киреевский. Они отстаивали идею о том, что Россия в истории выбирает свой исконный путь развития и не должна пойти по западному пути. Славянофилы считали, что русскому народу присущи религиозность, мистицизм, аскетизм, смирение и покорность царизму. Западники, напротив, к примеру П. Я. Чаадаев, отстаивали идею, что русские должны приобщиться к ценностям западного мира. Кроме западников и славянофилов, во второй половине XIX в. имели место активная деятельность и творчество революционных демократов Н. Г. Чернышевского, Н. П. Огарева, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова. Их идеи преобразования России призывали к революционным общественным изменениям.

XIX в. славен не только философским творчеством, но и небывалым подъемом в развитии русской литературы. Романтизм начала века представлял ее красочную страницу. Жуковский, Одоевский, Пушкин, Лермонтов, некоторые поэты-декабристы были его представителями. Русской культуре первой четверти века были свойственны черты классицизма, в котором находил выражение дух гражданственного подъема, охвативший русское общество в Отечественную войну 1812 г. В сознании «русских рыцарей» — будущих декабристов — витали тени республиканских героев Рима.

Н. Ульянов. Портрет А. С. Пушкина. 1937.

Н. И. Ильин. А. С. Пушкин в Михайловском. Иллютрация к роману «Евгений Онегин».

Н. Ильин. Заставка к книге лирики М. Ю. Лермонтова. 1947.

Н. Кузьмин. Иллюстрация к «Повести о том как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Я. В. Гоголя.

Та великая русская литература, которая стала национальной культурой, дала Фонвизина и Державина, Радищева и Новикова, Пушкина и декабристов, Лермонтова и Чаадаева, составила базу для Гоголя, Герцена, славянофилов, Толстого и Тютчева и была дворянской культурой.

«Живописцы итальянского возрождения» - классический труд американского искусствоведа Бернарда Бернсона (1865-1959) дает исчерпывающее представление о различных школах и мастерах итальянского Возрождения. О каждом конкретном художнике автор рассуждает применительно к принадлежности его к одной из четырех итальянских школ той эпохи - флорентийской, венецианской, североитальянской, среднеитальянской, определяя их стилистические особенности. Хотя сейчас это кому-то это кажется наивным.
Эпоха правления первых Романовых