Художественная культура и искусство Курс лекций по истории искусства Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
История русской культуры Древнерусская (российская) культура Культура Киевской Руси Культура Московского государства Эпоха реформ Петра Русская культура XIX века

Русская культура XIX века

Историко- социальная картина XIX века в России. Система образования. Философия. Литература. Живопись.

Музыка. Театр. Балет.

Наиболее значительными историко-политическими событиями XIX в. были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г. Эти эпохальные моменты истории в определенной степени повлияли на формирование культуры в России.

Первые организации декабристов возникают в 1816—1821 гг. Их политической школой стали Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии в 1813-1815 гг. После внезапной смерти императора Александра I возник династический кризис. Члены Северного общества решили поднять восстание в Петербурге 26 (14) декабря 1825 г. (в день присяги императору Николаю I). Но пассивная тактика восставших позволила властям стянуть к площади верные правительству войска. Восстание было подавлено. Однако декабризм стал значительным общественно-историческим явлением и оказал особое влияние на формирование русской культуры свободомыслием и бунтарством.

Среди последствий реформ Петра I одно из главных мест занимает создание дворянского сословия. Многочисленная и разнородная по своему составу знать противостояла в целом разночинцам, начавшим с 1840-х гг. также играть определенную роль в русской культуре.

В начале XIX в. особенно заметным стало отличие военного человека от статского. Молодые люди оделись в черные фраки, после чего черный цвет утвердился как цвет официальной одежды статского мужчины.

Женщина этой поры начинала играть в бурно изменяющейся жизни все большую роль. Вхождение женщин в мир, ранее считавшийся «мужским», началось с литературы. К этому времени частная переписка (семейная, любовная), постепенно разрастаясь, превратилась в неотъемлемую черту дворянского быта. Уже у Фонвизина неграмотная женщина — сатирический образ, хотя высшее образование, которое открывало путь в науку, для женщин в России XIX в. было недоступно. Они вынуждены были получать его за границей.

Оставаясь по-прежнему миром чувств, миром детской и хозяйства, «женский мир» становился тем не менее все более духовным. Домашние библиотеки женщин начала XIX в. сформировали облик людей 1812 г. и декабристской эпохи, домашнее чтение матерей и детей 1820-х гг. взрастило деятелей русской культуры середины и второй половины XIX в.

Ополченец. Скульптура И. Ковшенкова

.

Крымская война. Севастопольский бастион. Газетная иллюстрация. 1855.

Возникший в Европе в XVIII в., романтизм в XIX в. проникает в Россию. Вместо идеала естественности в красоте женщины начинает нравиться бледность — знак глубины сердечных чувств. Здоровье представляется чем-то вульгарным. Женщина эпохи романтизма должна быть бледной, мечтательной, грустной.

Литература и искусство начала XIX в. создают идеализированный образ женщины. Идеалом эпохи становится образ поэтической девушки. Героические поступки женщин эпохи декабризма — во многом плод проникновения поэзии Жуковского, Рылеева и Пушкина в женскую библиотеку на рубеже XVIII-XIX вв. и в первые десятилетия XIX столетия.

Начало XIX в. отмечено подъемом в системе народного образования. Было создано министерство народного просвещения, первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. Ранее подготовленные «Предварительные правила народного просвещения» были дополнены, утверждены царем и опубликованы в 1804 г. в виде «Устава университетов Российской империи» и «Устава учебных заведений, подведомственным университетам».

Народное образование в России делилось на четыре ступени: приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты. Вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Тиленский, а также Петербургский, Казанский и Харьковский.

Народное образование должно было осуществляться приходскими училищами, которые являлись первой, низшей ступенью общеобразовательной системы. Они создавались как в городах, так и в деревнях при церковных приходах. Ими ведал священник или владелец имения. Учебный год в сельских приходских училищах был короче, чем в других школах, от конца до начала полевых работ, с сентября по март.

В XIX в. в России получил известность институт благородных девиц. Воспитанницы института делились по 4 возрастам. В учебной программе особое место занимали закон Божий и иностранные языки. Помимо этого преподавались русский язык, арифметика, география, история, в третьем возрасте — архитектура, опытная физика и геральдика, а для подготовки будущих хозяек и матерей воспитанницы обучались шитью, вышиванию, ведению домашнего хозяйства. Кроме того, преподавались рисование, музыка и танцы. В четвертом возрасте девушка осваивала правила светского обхождения и учтивости. В институте и домах петербургских вельмож устраивались балы, спектакли, на которых присутствовали институтки. На торжественные собрания, посвященные окончанию учебного года, приглашались придворные, иностранные послы, знатное дворянство, высшие военные чины.

В XIX в. в России также существовали закрытые учебные заведения для дворянских юношей, кадетские корпуса, Пажеский корпус, Царскосельский лицей. Наряду с общеобразовательными государственными школами в России была создана система закрытых учебных заведений для дворян. В большинстве своем это были военные училища.

Ученые России в XIX в. сделали много выдающихся открытий, имевших мировое значение. Д. Менделеев сформулировал один из основных законов природы — периодический закон химических элементов. Мировое признание получили исследования русских математиков — П. Чебышева, А. Ляпунова, С. Ковалевской. Были сделаны значительные географические открытия. М. Лазарев и Ф. Беллинсгаузен открыли Антарктиду. Географические и этнографические открытия П. Семенова-Тянь-Шанского, Н. Пржевальского, Н. Миклухо-Маклая получили мировую известность.

«Живописцы итальянского возрождения» - классический труд американского искусствоведа Бернарда Бернсона (1865-1959) дает исчерпывающее представление о различных школах и мастерах итальянского Возрождения. О каждом конкретном художнике автор рассуждает применительно к принадлежности его к одной из четырех итальянских школ той эпохи - флорентийской, венецианской, североитальянской, среднеитальянской, определяя их стилистические особенности. Хотя сейчас это кому-то это кажется наивным.
Эпоха правления первых Романовых