Художественная культура и искусство Курс лекций по истории искусства Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
История русской культуры Древнерусская (российская) культура Культура Киевской Руси Культура Московского государства Эпоха реформ Петра Русская культура XIX века

Екатерину II не случайно именовали «философом на троне». Такая оценка имел а все основания: увлечение философскими и социально-политическими идеями под влиянием европейского Просвещения, сочинений Беккариа, Вольтера, Монтескье нашло свое отражение в философских записках, письмах, журнальных статьях и прежде всего в «Наказе» Екатерины П. «Наказ» отразил гуманные принципы Просвещения, веротерпимость и вольность граждан, равенство их перед законом. В «Наказе» отчетливо проявилась начатая Петром I тенденция обновления России, преодоления ее обособленности, включения страны в общеевропейское развитие и сохранение национального своеобразия. «Наказ» запечатлел эту тенденцию: «Россия есть Европейская держава». В подготовительных записках к «Наказу» говорилось о том, что «делать рабов из людей» «противно христианской религии и справедливости», что крепостные должны освободиться по мере перемены собственника земли. Ни последующая редакция «Наказа», ни расхождение его с практикой в виде расширения сфер закрепощения крестьян, ни резкое изменение политики в 1780-1790 (преследование масонов, Радищева) не зачеркивают значения социально-философских идей Екатерины 1760 — начала 1770-х гг.

И. Е. Стасов, Таврический сад в Санкт-Петербурге План. 1783-1789.

Именно в этот период идеи Екатерины II были созвучными европейскому Просвещению, и это нашло отклик у Дидро, породив определенные надежды и иллюзии.

В XVIII в. создаются предпосылки для образования русского национального языка, происходит сближение литературного языка с разговорным, прекращается процесс образования новых диалектов. Формируется русский общенародный разговорный язык. Как образец выступает московский диалект. В 90-е гг. Н. Карамзин провел реформу литературного языка. Это позволило привлечь к чтению широкий круг населения.

В середине XVIII в. господствующим направлением во всей художественной культуре стал классицизм. Появляются первые национальные трагедии и комедии (А. Сумароков, Д. Фонвизин). Наиболее яркие поэтические произведения созданы

Э. М. Фальконе. Памятник Петру I в Петербурге «Медный всадник».

Г. Державиным. На рубеже XVIII-XIX вв. формируется новое направление в литературе — сентиментализм, связанное с творчеством Н. Карамзина и А. Радищева. Расширение культурных связей с другими странами, более подвижный образ жизни и популярность путешествий привели к развитию эпистолярного жанра. Публикации частных писем, художественных произведений, написанных в форме обращения к другому лицу, были заметным явлением в русской литературе.

Один из советов Дидро был реализован — по его предложению в Петербург был приглашен скульптор Фальконе, создавший «Медного всадника» Дидро поддерживал скульптора, обсуждал с ним возможные решения проекта памятника. Художественная интуиция Фальконе одержала верх над рецидивами рационалистических, рассудочных суждений Дидро о скульптуре.

Особенно яркое свидетельство совершившегося поворота в системе ценностей XVIII в. — архитектура Петербурга и портретная живопись. В своих произведениях мастера стремились передать приверженность к упорядоченности. Зодчие отражают это в облике города, художники — в изображении человека.

В. Растрелли. Воронцовский дворец. Фрагмент плана Санкт-Петербурга. 1764-1773.

В области градостроения произошел переход от средневековой радиально-кольцевой схемы строительства к регулярной планировке, для которой были характерны геометрическая правильность, симметричность в застройке улиц. Для успешного решения задач в области градостроительства были приглашены иностранные архитекторы, но только к началу XIX в. город приобрел «строгий, стройный вид». В этом большая заслуга иностранных архитекторов — Ж.-Б. Леблона, Д. Трезини, Д. Кваренги и представителей русской архитектурной школы — В. Баженова, И. Старова, М. Казакова, В. Растрелли.

Значительный подъем переживает портретная живопись. В творчестве А. Антропова, И. Аргунова при сохранении условностей, идущих от традиции парсуны, видны поиск выразительности, усиление внимания к человеческой личности, реалистические черты. Развитию этого способствовало открытие в 1757 г. Академии художеств в Петербурге. Во второй половине XVIII в. появилась плеяда выдающихся мастеров портретного искусства. Новаторское творчество Ф. Рокотова отличалось исторической глубиной, человечностью. К высшим достижениям жанра относится серия портретов воспитанниц Смольного института Д. Левицкого. Он внес качественные изменения в создание парадных портретов. В. Боровиковский в портретах с помощью приемов сентиментализма обратился к духовному миру человека. Распространение получила графика, пейзаж, мозаика. Впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Во второй половине XVIII в. взлет в развитии переживает скульптура. Прекрасные образцы скульптуры оставили Э. Фальконе, М. Козловский, И. Мартос.

В. Растрелли. Дом барона Строганова на Невском проспекте. Фасад по набережной Мойки.

А. Остроумова-Лебедева. Стрелка Васильевского острова в Петербурге. Гравюра на дереве.

Первый национальный театр был создан Ф. Волковым в Ярославле в 1750 г., а через шесть лет открыт русский театр в Петербурге. С петровского времени в обиход высших слоев общества широко входит музыка. Организуются регулярные концерты. С середины XVIII в. популярной становится опера. Вначале исполнялись произведения итальянских, французских композиторов. Затем появились первые профессиональные композиторы и в России (Е. Фомин, Д. Бортнянский), были написаны национальные оперы, родился жанр камерной лирической песни — романса.

XIX в. явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Национальная культура — это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе формирования ее своеобразного уклада. Этапами ее формирования явились петровские реформы, развитие во второй половине XVIII в. гуманистических представлений в литературе, искусстве, общественной мысли.

Каждая эпоха требует определенного уровня культуры, ее развития и преобразований. Отличительной чертой эпохи XVII—XVIII вв. было широкое распространение просвещения.

Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры — оборона. Девиз романского стиля, «Мой дом — моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени. Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины.
Эпоха правления первых Романовых