Художественная культура и искусство Курс лекций по истории искусства Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
История русской культуры Древнерусская (российская) культура Культура Киевской Руси Культура Московского государства Эпоха реформ Петра Русская культура XIX века

Развитие естественных наук в странах Западной Европы было подготовлено философскими исканиями этого периода. Виднейшие представители эмпиризма и рационализма (особенно Локк и Декарт) оказали реальное влияние на развитие и опытно-экспериментальной науки и теоретической мысли в Европе. Поэтому естественно, что русская философия и наука петровского времени восприняли это духовное богатство.

Характерно, что на первом заседании созданной Петром Петербургской Академии наук обсуждали вопрос о том, какой метод — метод Декарта или метод Ньютона — представляет наилучшие возможности для научных исследований.

В становлении русской науки особенно велика роль таких голландских естествоиспытателей, как Гюйгенс (физика, астрономия, математика), Левенгук (создание микроскопа), Сваммердам (анатомия), Бургаве, Тульп (клиническая медицина). Изучение трудов этих ученых способствовало преодолению теологии и утверждению научной картины природы в русской философии и науке.

В петровское время завершился радикальный философский переворот — секуляризация русской философии, размежевание ее с богословием. Это произошло на основе не только внутренних потребностей, но и в значительной мере под воздействием философии западного Ренессанса и нового времени. Русские философы петровского времени положили начало трем родам западноевропейского влияния на русскую мысль - голландского, романо-французского, немецкого. Вехами на этом пути, началом великих философских взаимодействий России и Запада явились идеи Коперника и Галилея, Бэкона и Лок-ка, Лейбница и Декарта, голландских мыслителей Эразма Роттердамского и Гуго Гроция.

Механизм взаимодействия западноевропейской и русской научно-философской мысли включал в себя различные формы.

Петр I посетил Лондонское Королевское общество, Гринвич, Оксфорд, Сорбонну, был избран почетным членом Парижской академии, встречался с Лейбницем в 1711, 1712, 1716 гг. В Голландии Петр Великий знакомился не только с технико-экономической, но и научной жизнью этой страны, где творили наряду с голландскими мыслителями и эмигранты — виднейшие философы — Декарт, Бейль, Локк.

Западноевропейская философская литература включалась в круг чтения российских читателей. Так, А. Кантемир перевел сочинения Фонтенеля и Фенелона, Г. Теплов знакомил русских с идеями Бэкона, В. Татищев — с идеями голландского юриста и социального философа Гуго Гроция, с трудами Галилея, Декарта.

На основе изучения западных трудов разрабатывалась русская философская лексика, очищалась от архаических славянизмов, теологической схоластики, вульгарной латыни. Введение в петровскую эпоху терминов: «объект», «субъект», «состав», «нравственность»; определение понятий «материя» и «идея», «естественное право» запечатлели этот плодотворный процесс влияния западноевропейской мысли.

Гуманизм Эразма Роттердамского, его стремление к синтезу культурных традиций античности и раннего христианства, отрицание любых форм фанатизма, агрессивности, критика католического и лютеранского догматизма - вес это было воспринято философской мыслью русских просветителей, не только философами, но и широкими кругами российской интеллигенции, носителями лучших традиций веротерпимости, уважения к Разуму.

Идеи другого голландского мыслителя Гуго Гроция в области естественного права, общественного договора, осуждения войн во многом содействовали формированию русской общественной мысли, начиная с XVIII в.

Во время пребывания в Голландии Петр I познакомился с деятельностью философа рубежа XVII—XVIII столетий — Пьера Бейля. Во время своих поездок в Западную Европу, особенно в Голландию и Англию, царь встретился с совершенно новым явлением — необычайным интересом к научному знанию, к собиранию коллекций различных природных феноменов.

Обсуждение научных открытий происходило в частных домах, в кофейных домиках. Во многих домах в Голландии Петр видел разнообразные коллекции картин, чучел животных и птиц, бабочек, диковинных растений. Этот живой интерес к науке был стимулирован деятельностью европейских философов — представителей раннего Просвещения. Этот опыт был успешно перенесен Петром в Россию и воплотился в создании в Петербурге Кунсткамеры.

А. Остроумова-Лебедева. Летний сад. Гравюра на дереве.

Особое место среди западноевропейских философов, оказавших влияние на деятельность Петра, занимал великий немецкий философ, математик, организатор науки Готфрид Вильгельм Лейбниц. Он проявлял значительный интерес к России, к возможностям ее научного прогресса. Именно по совету Лейбница Петр образовал Петербургскую Академию наук, по его же совету пригласил для работы в ней видных иностранных ученых.

Освоенные Петром в Европе идеи опытного знания реализовались в его деятельности. Характерны свидетельства современников о том, как Петр лично водил знатных гостей по Кунсткамере, сам демонстрировал математические и физические приборы.

Вполне закономерно, что верный ученик и последователь Лейбница — Христиан Вольф стал самым популярным философом в России времен Петра и в послепетровские десятилетия. Это, в частности, выразилось в том, что в созданном в 1726 г. в соответствии с указом Петра (1724) Петербургском университете преподавание философами осуществлялось по Вольфу. В указе говорилось, что университет есть собрание ученых людей, которые обучают молодых людей юриспруденции, медицине, философии.* Вольфианские идеи легли в основу преподавания не только философии, но и естественных наук. Суть их заключалась в понимании философии как всеобщей системы, построенной подобно математике на основах логики и доказательств.

Рационализм Вольфа стремился обосновать и этику, и религию на основе принципов разума. Указ Петра, таким образом, стал импульсом развития университетской философии в России.

Совершенно очевидно, что многообразные духовные связи Петра с идеями западноевропейских ученых, его личные контакты с ними сыграли исключительно большую роль в становлении контактов России и Запада, в развитии русской науки.

Начало XVIII в. ознаменовалось бурным развитием книгопечатания, особенно учебной литературы. В столицах действовали десятки типографий.

Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры — оборона. Девиз романского стиля, «Мой дом — моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени. Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины.
Эпоха правления первых Романовых