Художественная культура и искусство Курс лекций по истории искусства Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
История русской культуры Древнерусская (российская) культура Культура Киевской Руси Культура Московского государства Эпоха реформ Петра Русская культура XIX века

К XVI в. сформировались особые, специфические черты русского национального самосознания. Особенностью России было соединение характерной для Востока духовности, выраженной в православии, со стремлением к свободе, демократии, свойственной Западу. Характерной чертой русских был коллективизм и слабо выраженное личностное сознание, приоритет государственных начал, интересов державы. Держава, обретенная в ходе борьбы за независимость, считалась главным национальным достоянием, и ее интересы воспринимались как интересы лично каждого.

Московские воины в куяках — стеганых войлочных доспехах.

XVII в. в истории культуры России был «бунтарным», когда перемешались старина и новизна. Разрушается средневековое мировоззрение, изменяется картина мира. Люди XVII в. переживали закат прошлой культуры как личную и национальную трагедию. Это было время соперничества двух культур — барокко и «мужицкой». Старую обиходную культуру вытесняет новая под лозунгом «Чем мы прежде хвалились, того ныне стыдимся». На место религиозной, вертикальной концепции времени «вечность-временность» приходит горизонтальная «прошлое — настоящее — будущее». В русской культуре появляется идея единства, быстротечности, бесконечности истории, переориентация с прошлого на будущее. В начале XVII в. Борис Годунов проявлял интерес к просвещению, культуре, успехам западной цивилизации. Поощрялась торговля с Западом, для обучения за границу были посланы несколько дворянских «ребят».

Много внимания уделялось развитию городов. Они становились очагами культуры, в Москве отстраивался кремль. Однако основная масса населения была крестьянами. Их положение оставалось без изменений, и недовольство масс росло. С 1613 г. в России стала править новая династия Романовых, которая пробудет на престоле более 300 лет.

С XVII в. начинается процесс крушения авторитета государственной и церковной властей. Документы того периода фиксируют «непочтительное» отношение к царю, так называемое «отклоняющееся» поведение, как симптом социальной активности масс. Россия нуждалась в реформировании, но это было невозможно без предваряющих изменений в духовной сфере.

К духовным реформам приступил патриарх Никон. Церковь к этому времени была заинтересована в устранении различий в богословской практике между греческой и русской церквами. Это позволяло восстановить связь с европейским православным миром, привязать Россию к Европе духовно и тем самым расширить возможности для влияния в христианском мире. Церковь стала интенсивно вводить единообразие в церковной службе по всей стране, так как на местах богослужение велось по-разному, наличествовали черты языческих культов. Реформа Никона была умеренной, несравнимой с религиозной реформацией на Западе. Однако эта попытка вызвала сопротивление значительной части общества. В церкви произошел раскол. С этого времени общественный раскол как следствие реформы будет сопровождать всю историю России. Сторонники Никона выступили за обновление общества, противники — за сохранение в неизменном виде православной старины. И там и тут были люди различных слоев, социального положения.

Вопрос о соотношении духовной и светской власти обсуждался на соборе 1666 г. Церковь пришла к выводу о необходимости раздела светской и духовной сфер деятельности. Русская Православная Церковь сблизилась с западным миром. Изменения в такой сложной сфере, как духовная, открывали дорогу деятельности Петра I — великого преобразователя России.

В период Московского царства идет процесс становления русского национального характера. Это устойчивое начало в человеке, его становление очень длительно. На формирование русского характера оказали влияние природные условия, определенные основы, заложенные раньше. Во всей сложности русский характер был «открыт» в XVII в. Открытость стала характерной чертой русских. Корни нового воззрения на человека — в отходе от богословской точки зрения на него, начавшемся с XVI в.

В период Московского царства набирает силу процесс обмирщения, освобождения искусства от подчинения его церковным канонам. Со второй половины XIV в. ослабляется влияние местных особенностей русской культуры. Раньше всего эта тенденция проявилась в московской исторической литературе, которая обретала общерусский характер и становилась носителем идеи единства и патриотизма («Сказание о Мамаевом побоище»).

Победа на Куликовом поле подняла дух и самосознание русского народа. Возник ряд произведений, которые призывали к единению русских земель для освобождения от врага. Значительным памятником этого периода стала «Задонщина», написанная Софонием Рязанцем, воспевающая великую победу русского народа над татарами. В устном народном творчестве былины уступили место историческим повестям, в которых действовали конкретные исторические люди в конкретной обстановке («Песня о взятии Казани»).

С начала XV в. на первый план выдвигается летописание Москвы. Каждая летопись — своеобразная историческая энциклопедия, цельное произведение. Известна Троицкая летопись 1408 года, летописный свод митрополита Фотия, проводившего идею единого государства. В XVI в. создаются крупные летописные произведения. Это «Летописец начала царства», где описаны первые годы правления Ивана Грозного, «Степенная книга» — с описанием портретов и временами правления великих русских князей. Создание их было продиктовано заботой об укреплении Российского централизованного государства. Написание последних летописей относится к XVII в. В них доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Куликовская битва Миниатюра из летописи.

С XIV в. началось использование бумаги вместо дорогого пергамента. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью, приходит полуустав — более беглое и свободное письмо, а с XVI в. — скоропись, близкая к современному письму.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — своеобразной всемирной истории того времени. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. сербом Пахомием Логофетом. Выдающимся памятником публицистики явилась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры — оборона. Девиз романского стиля, «Мой дом — моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени. Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины.
Эпоха правления первых Романовых