Художественная культура и искусство Курс лекций по истории искусства Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
История русской культуры Древнерусская (российская) культура Культура Киевской Руси Культура Московского государства Эпоха реформ Петра Русская культура XIX века

Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой — сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви — Десятинной — наметились такие нехарактерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым элементом украшения были иконы. Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси были греки, которые обучали русских. Но где бы ни обучались русские художники, они перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в XII в. русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции на темы, неизвестные в Византии. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI в. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси.

В условиях феодальной раздробленности важную роль в сохранении и укреплении связей между разрозненными землями играла общность культурных традиций. Художественное наследие Киевской Руси сохраняло значение в качестве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили самостоятельное развитие. Образование местных школ способствовало сближению искусства народного и «ученого», более широкому проникновению народных элементов в культуру господствующего класса. В середине XII в. во Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство монументальных храмов (Успенского, Дмитриевского во Владимире, роскошных дворцовых сооружений в Боголюбове). Высокого развития достигло церковно-певческое искусство.

Церковь Покрова Богородицы на Нерли. XII в.

Музыка, благодаря своей гармоничности, целостности и возвышенной духовности, оказывала сильнейшее воздействие на человека. Человек в храме получал эмоциональное успокоение, очищение, внутреннюю «благостность» не только под воздействием музыки, но скорее от целого комплекса храмового искусства. «Процесс богослужения представлял собой некое мистериально-символическое действо, осуществлявшееся по законам зрелищных искусств, строго подчинившееся определенному каноническому сценарию, включавшему в себя хореографию священнослужителей, чередование музыки и речитации, последовательность участия в действе тех или иных чинов священнослужителей, хора, масс верующих»*. Речь идет о синкретичности храмового искусства, одним из компонентов которого являлась музыка.

Первый исследователь духовной музыки Д. В. Разумовский относил начало возникновения русского певческого искусства ко времени княжения Владимира Святославича и сына его Ярослава Мудрого. Князь Владимир после своей женитьбы на византийской царевне Анне привез с собой из Херсонеса в Киев так называемый «царицын хор».

Во время княжения Ярослава Мудрого пришли на Русь «богоподвизаемы трие певцы гречестии сроды своими». Они, по мнению Разумовского, явились основоположниками русского церковного пения. Русские певцы обучались у греческих мастеров. При главном киевском Десятинном храме были созданы хор певчих и школа обучения пению, которые явились центром певческого искусства на Руси.

Наряду с наличием общих с Европой тенденций в развитии культуры этого периода существовал ряд особенностей ее формирования, связанный со спецификой социальных процессов. Своеобразно шел процесс классообразования. Преобладала свободная земледельческая община, основанная на коллективных формах собственности. Ячейкой общественного устройства была община. Русь — страна городов, но их роль иная, чем в Европе. Там они — центры ремесла, торговли. На Руси — политические центры. Важнейшая проблема Руси — соотношение личности и общества — разрешалась в пользу коллектива.

Князь Ярослав Владимирович. С фрески церкви Спаса Нередицы в Новгороде. XII в.

Чингисхан. Китайский рисунок.


К середине XII в. Русь распалась на несколько княжеств. Европа тоже прошла этот период развития, после которого сформировались национальные государства. Но на Руси этого не случилось. В XIII в. с Востока началось монголо-татарское нашествие, а с Запада — интервенция Литвы, Швеции, требовавших смены вероисповедания, принятия католичества. Юго-западные земли Руси, оказавшись в составе Великого княжества Литовского, продолжали развиваться по европейскому типу. На северо-западе своеобразно развивался Новгород. В XIII-XIV вв. он становится крупнейшим центром древнерусской культуры.

Древний Новгород. План.

Искусство Новгорода отличалось чертами яркого своеобразия. В новгородских былинах воспевалась не только защита страны от внешнего врага, но и внутренняя жизнь большого города с его контрастами, борьбой интересов, широким разгулом, весельем, расточительностью. Популярный герой новгородского эпоса Садко — бедный гусляр, певец, который становится первым в городе купцом.

Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры — оборона. Девиз романского стиля, «Мой дом — моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени. Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины.
Эпоха правления первых Романовых