Художественная культура и искусство Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
Курс лекций по истории искусства Мусульманская культура Тибетский буддизм Традиционная культура Японии Культура Африки Культура Византии. Основные произведения раннего христианства Начало Возрождения в Италии барокко и классицизм

Литературным центром Арабского Востока стал Хорасан: здесь были заложены основы классической поэзии, выработан и отшлифован литературный язык фарси, сформированы основные жанры поэзии, система образов, стихотворные метафоры.

Выдающийся ученый и поэт Востока Омар Хайям (рубеж XI-XII вв.) никогда не писал хвалебных од, никогда не был льстецом, ожидающим милости. Он прославился своими рубай (четверостишия). Малая форма поэзии — рубай превратилась в творчестве Хайяма в маленькие поэмы, в которых поэт предстает человеком независимым, исполненным чувства собственного достоинства. Рубай Хайяма полны глубоких философских раздумий о человеке и смысле его жизни. Одновременно поэт прославляет в них красоту, любовь и духовное величие человека.

Символ Ирана: лев и солнце.

Другим стихотворным жанром восточной поэзии был жанр газели — лирического стихотворения из 7 или 14 бейтов (двухстрочий). Блестящими создателями газелей были Хосров Дехлеви, Хафиз и Саади (все XIII-XV вв.). Их поэзию объединяет отточенность художественной формы, философичность, свободомыслие и гуманизм, основанный на универсальной идее любви.

К X в. относится создание эпоса, в котором мифы и история доарабского Ирана сводятся воедино. Так возник эпос, получивший название «Шах-намэ» («Книга царей»).

Первым автором «Шах-намэ» был гениальный поэт Абулькасим Фирдоуси, живший в Х в. Его грандиозная поэма из 150 тысяч бейтов описывает 50 царствований мифических, легендарных и исторических правителей Древнего Ирана. Вся эпопея Фирдоуси пронизана главной темой — борьбы добра и света со злом и тьмой. Носителем добра выступает идеальный герой — богатырь Рустам. Наделенный фантастической силой, он способен свергнуть любого шаха, а видел он их немало, так как прожил 600 лет. Но во имя благополучия и единства своей страны Рустам не делает этого. Обладая высокими нравственными качествами, он ведет борьбу со всяким злом и несправедливостью.

Эпос «Шах-намэ» пользовался огромной популярностью в арабском мире. Свои версии «Шах-намэ» в последующие времена предлагали многие поэты Востока. Не менее знаменитым был сборник «Хамсэ» (пятирица). Самой популярной версией была «Хамсэ» поэта Низами Ганджеви

Сцена в саду. Миниатюра. XIV в.



Л. Бруни. Иллюстрация к книге лирики Низами. 1942.

XVI в.) и включала поэмы «Сокровищница тайн», «Лейли и Меджнун», «Хосров и Ширин», «Семь портретов» и «Искандер-намэ». Многие сюжеты из «Хамсэ» явились источником произведений искусства не только на Востоке, но и в Европе.

В странах Арабского халифата к IX в. получили интенсивное развитие естественные науки и врачевание. Развитию медицины способствовало изначально существующее в исламе сакральное знание — суфизм. Наиболее известным врачом, математиком и философом был к тому времени Аль-Фараби (870-950), знаток Аристотеля и глубокий мыслитель. Он считал, что Бог является первопричиной бытия, но внешний мир существует самостоятельно, независимо от сверхъестественных сил. Мир для него познаваем и органическими чувствами, и интеллектом, и умозрением. По-другому подходил к изучению мира Аль-Бируни (973-1048); энциклопедический идеалист, написавший труды по отдельным отраслям науки, он признавал объективным существование закономерности природы, которая изменяется и развивается и сама создает формы всех вещей. Но самым известным философом-естествоиспытателем был Ибн-Сина (Авиценна) (980--1037). Он занимался всеми науками и владел энциклопедическими знаниями, написал медицинскую энциклопедию — канон врачебной науки. Всего им было написано триста произведений, из них — пятьдесят философских. Философию Ибн-Сина понимал как науку о бытии в целом, которая делится на три части: физику (учение о природе), логику (учение о путях познания природы и человека) и метафизику (учение о познании бытия в целом).

Суфизм, мистическое учение ислама, оказал большре влияние на формирование мусульманской культуры. Он охватил все области духовной жизни мусульманского Востока, Суфизм подразделяется на две ветви: «восточную — персидско-индийскую, в которой имеет место влияние зороастризма, буддизма и брахманизма (здесь Веданта сплетается с Кораном) и западную, арабскую, которая более полно приближается к Корану».*

Суфизм происходит от слова «суфа», что может значить наряду с другими толкованиями, «чистый» от несогласий и противоречий. Суфизм — это религиозная философия. В учении суфизма понимание Высшего существа состоит из двух аспектов: познающий и познаваемый, Зат и Сифат, Бог и Мухаммед, единое и многообразное. Зат и Сифат в круговом движении образовали Абсолют, при помощи восходящих (эволюции) и нисходящих (инволюции) сил, Назуль и Урудж. Зат — отрицательная сила, а Сифат — положительная сила. «Зат испускает Сифат от своего существа и поглощает его в самом себе, так как отрицательное не может утратить своих отрицательных свойств» .* Целью суфиев является погружение в глубины суфийской мысли и достижение вершин суфийского экстаза. Ярким примером этого является изречение Ибн аль-Фарида; убежденный в том, что «цель и смысл пути — в самом себе безмерное найти», он писал:

Сами суфии представляют собой древнее духовное братство, происхождение которого, считается, не было датировано. Суфизм приобрел восточный оттенок, так как он очень долгое время существовал в рамках ислама, но настоящего суфия можно встретить и на Западе, и на Востоке, он может «быть в миру, но не от мира». Самая ранняя из известных теория сознательной эволюции была, как предполагается, суфийского происхождения. Для нее движущей силой является любовь, а не аскетизм или интеллект.

Большинство английских и французских школьников начинают свои уроки по истории с картинок, изображающих их предков друидов, срывающих побеги омелы со священного дуба. Друиды использовали омелу в качестве символа своего особого образа мышления, которое не выращивается, подобно религиям, как дерево, а само утверждается на выросшем уже дереве и разрастается за счет любви. В суфизме подобное понимание мышления: «Бог явился Моисею в пустыне акацией, оплетенной красными листьями локантуса» (восточного эквивалента омелы), а ирландская Богиня Бриджет, воспетая Ибн аль-Араби, была триединой, поскольку покровительствовала трем сферам духовной жизни — поэзии, врачеванию, ремеслу. Суфии также служили этим трем видам деятельности. Проучившиеся не менее 12 лет, повинуясь естественному долгу любви, суфии постоянно должны заниматься лечением людей, музыкой, поэзией.

Сицилия и Испания были завоеваны мусульманами в VIII в., они стали центрами мусульманской цивилизации, известными своей религиозной строгостью. Сегодня точно установлено, что песни трубадуров — мусульманского происхождения. Популярные сказки «1001 ночи» являются суфийскими по содержанию. Однако ортодоксальные мусульманские авторитеты относились к поэзии, романсам, музыке и танцам, которым суфии уделяли особое внимание, не лучше, чем христианские епископы. Они обвиняли суфиев в подверженности христианским влияниям.

Сервантес, автор «Дон Кихота», признавал, что при создании этого образа пользовался арабским источником. Каталонский христианский мистик брат Ансельм известен как просвещенный суфийский мудрец. Монах Роджер Бэкон учился в мусульманской Испании.

Мусульманским суфиям удалось оградить себя от обвинений в ереси благодаря усилиям Аль-Газали, который примирил религиозные мифы Корана с рационалистической философией, заслужив тем самым титул «Опора Ислама». Суфийская мысль, однако, продолжала оставаться тайной силой, развивающейся параллельно с ортодоксальным христианством.

Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль. XI— сер. XIII вв. в истории средневековой культуры называют периодом романики. В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда про-исходит термин «романский» — римский. 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в.- как время «зрелого» романского искусства.
Древние тибетские легенды