Художественная культура и искусство Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
Курс лекций по истории искусства Мусульманская культура Тибетский буддизм Традиционная культура Японии Культура Африки Культура Византии. Основные произведения раннего христианства Начало Возрождения в Италии барокко и классицизм

Основные вехи в культуре XX в.

Научно-технический прогресс и гуманитарная культура. Диалог культур. Экзистенциализм, Модернизм: литература, театр, кинематограф, музыка. Постмодернизм.

В науке XX в. образовались новые отрасли. Получили развитие атомная энергетика, космонавтика, генная инженерия, геронтология.

В технике произошла информационная революция, которая оказала значительное влияние на формирование нового сознания человека: робототехника, компьютеры, электронная почта, Интернет — создают новое информационное пространство, новую систему общения и человеческих отношений.

Если в XIX в. ученые открыли атом как мельчайшую частицу и это дало возможность использовать атомную энергию в практической деятельности человека, то в XX в. было совершено открытие более мощной по своим возможностям энергии кварков.

Открытие Шторбера, Цусе и Лохмена означает, что элементарный заряд электрона оказался не элементарным. Исследования материи на субэлементарном уровне могут привести к ошеломляющим результатам. Энергия взаимодействия кварков в адроне, по грубой оценке, на столько же больше энергии взаимодействия нуклонов в ядре (которые выделяются при взрыве водородной бомбы), насколько та превышает энергию взаимодействия электронов с ядром в высвобождающихся химических реакциях. Вполне можно представить себе реакцию синтеза адронов в «кварковом газе», энергию которой придется оценивать уже в мегатоннах «водородного эквивалента»*.А то, что все эффекты наблюдались практически в двухмерном пространстве, наводит на мысль, что мы стоим на пороге новых двухмерных и одномерных технологий. В 1937 г. профессор Клинтон Дэвиссон экспериментально доказал волновую природу электронов.

* Наука и жизнь. 1999. №1. С. 57.

Первая мировая война. Бетонные оборонительные сооружения в Льеже, разбитые немецкой тяжелой артиллерией.

XX в. — это революция в истории науки. 1956 г. — Джон Бардин, Уолтер Браттейн, Уильям Шокли изобрели транзисторы; 1964 г. — Чарльз Таунс совместно с российскими учеными Н. Г. Басовым и А. М. Прохоровым удостоены Нобелевской премии за изобретение лазера; 1978 г. — Арно Пензиас открыл реликтовое излучение; 1998 г. — Хорст Шторме удостоен Нобелевской премии за открытие дробного квантового эффекта.

Но сегодня подобные открытия пугают человечество, так как оно уже знает, к чему приводят атомные катастрофы.

В XX в. наука и техника шагнула так далеко вперед, что намного опередила уровень развития общественного сознания. Этика человеческих отношений и отношения человека к природе настолько упали, что использование научных и технических открытий требуют возрождения принципов древних посвященных.

А.Дейнека. Великая депрессия. 1930.

Однако пока доступ к современным достижениям науки открыт для высокоразвитого, но бездуховного интеллекта, человеку вполне реально угрожает всемирная катострофа.

Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено в XVII в., смогли проявиться в полной мере именно в XX столетии. Ему свойственно противоречие между человеком и машиной, и это послужило источником кризиса культуры. Центральной стала проблема отчуждения человека от культуры. В это время цивилизационные процессы сделались максимально динамичными и имели определяющее значение для культуры. Между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и новой, так называемой «научной культурой», производной от научно-технического прогресса, с каждым годом растет катастрофический разрыв. Вражда двух культур может стать причиной гибели человечества.

Острее всего этот конфликт сказался на культурном самоопределении отдельно взятого человека. Техногенная цивилизация могла реализовать свои возможности только через полное подчинение сил природы человеческому разуму. Такая форма взаимодействия приучила человека ощущать свое господство над природой и лишала при этом его возможности понимать смысл гармонического сосуществования с ней.

Роковая роль техники в человеческой жизни связана с тем, что в процессе научно-технической революции инструмент, сотворенный руками человека, восстает против творца. Прометеевский дух человека не в силах справиться с небывалой энергией техники.

В силу наглядности образа оценка жизни художником, выраженная в его произведении, приобретает особую убедительность для зрителя. Создавая художественные образы, живопись использует цвет и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной др. видам изобразительного искусства полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, свето-воздушную среду. Живопись не только непосредственно и наглядно воплощает все зримые явления реального мира (в т. ч. природу в её различных состояниях), показывает широкие картины жизни людей, но и стремится к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов и внутреннего мира человека.
Древние тибетские легенды