Художественная культура и искусство Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
Курс лекций по истории искусства Мусульманская культура Тибетский буддизм Традиционная культура Японии Культура Африки Культура Византии. Основные произведения раннего христианства Начало Возрождения в Италии барокко и классицизм

XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Мариво, Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии. Театр оказался близким духу эпохи. Бурная общественная жизнь сама подсказывала ему интересные сюжеты, наполняя старые формы новым содержанием. Театр вошел в жизнь людей, поскольку выполнял задачи времени.

Бомарше считал его «исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары».* Он изобличал существующие порядки, срывал маски, прояснял истинное положение вещей в обществе. Но наряду с трезвым реализмом у человека стала появляться тяга ко всему фантастическому, необычному. Это было связано с кризисом ортодоксальной религии. Широчайшее распространение получило масонство. Оно удивительно соединяло в себе конкретно-политические цели с глубоким философско-религиозным подтекстом и элементами театрализованных церемоний «посвящений». С этих пор масонство начинает свою историю и до сих пор привлекает многих своей мистической сущностью.

Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится прежде всего украшать жизнь, театр — обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых потаенных уголков человеческой души.

Меняется отношение к музыке, которая еще в XVII в. была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки — опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений — оратория и месса (в церковной культуре) и концерт (в светской культуре). Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.

Разум, культ света, представление о человеке как о венце Вселенной в опере Моцарта «Волшебная флейта» сочетаются с основными идеями утопий XVIII в.

Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как и в утопиях, в них конструировался мир, альтернативный существующему. Мир, который отвечал представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личности. Как и природа в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели — служить совершенной средой для совершенного человека. «Внушив любовь к полям, внушаем добродетель».*

Парки эпохи Просвещения не были тождественны естественной природе. Их проектировщики отбирали и компоновали казавшиеся им наиболее совершенными элементы реального ландшафта, во многих случаях меняя его целиком в соответствии со своим замыслом. При этом одной из главных задач было сохранение «впечатления естественности», ощущение «дикорастущей природы». В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы. Сад — отражение просветительских представлений о счастье как «естественном состоянии» «естественного человека», основным условием которого было возвращение к природе.

Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

4. Основные направления культуры Европы XIX в.

Политическая обстановка в Европе. Технический прогресс. Открытия в науке. Экономические и социальные теории. Философия. Теософия. Романтизм в литературе и искусстве.

В политическом отношении в Европе XIX в. стал эпохой национальных государств. Единство национального государства было главной идеей этого периода. Нации обретали самостоятельность и самоопределение, идя на жертвы и самоотречение. Идея национального самоопределения в конечном счете изменила политический облик Старого и Нового Света. Возникновение современных национальных государств связано с идеями свободы, равенства и братства, провозглашенными Великой французской революцией 1789 г.

Особенностью XIX в. стало то, что впервые в истории не привилегированные социальные слои, а народ, нация в целом, выступили в качестве верховного носителя национальной воли.

В развитии национальных государств XIX в. обнаружились две опасные тенденции. С одной стороны, акцент на значение национального сознания до крайности разжигал националистические и шовинистические настроения. С другой стороны, борьба за право наций на самоопределение превращало идею в свою противоположность, когда народы, добиваясь собственной свободы, угнетали другие народы и национальные меньшинства, стремясь их ассимилировать.

В Старом Свете освободительный процесс современных наций стал оформляться в самом начале XIX в. как реакция на политику экспансии французского императора Наполеона I. Требование создания национальных государств и политику национального объединения нельзя воспринимать вне связи с духовными и политическими течениями эпохи — либерализмом, демократией и социализмом. Эти идейные течения формировались в полемике с консервативными идеями, получившими распространение в Европе после 1815 года (период Реставрации).

Либерализм — это течение, краеугольным камнем которого была вера в прогресс и возможность разумного, рационального устройства общества. Оно выдвигало требование единого правового и национального государства, в котором власть подчинена демократической конституции, включающей принцип разделения властей. Демократизм ставил на первое место принцип равноправия и суверенитета народа (государственная власть исходит от народа).

Социализм — течение, представители которого причиной социального неравенства и несправедливости считают существование частной собственности; с целью достижения коммунистической, гуманистической фазы развития требуют ее уничтожения путем революции.

Консерватизм выступал за сохранение существующих политических, общественных и духовных отношений, защищал существующий общественный порядок как установленный Богом. Провал наполеоновского вторжения в Россию в 1812 г. активизировал борьбу европейских народов против французского господства.

Венский конгресс 1814-1815 гг. подтвердил поражение Наполеона, оформил новую политическую систему в Европе, основанную, однако, на старых принципах и сохранившуюся, по существу, до Первой мировой войны. Он обеспечил Европе, управляемой пятью державами -- Австрией, Великобританией, Пруссией, Россией и Францией, длительный период мира. На Венском конгрессе были провозглашены три политических принципа: реставрация — восстановление границ 1792 г., легитимность — обоснованность притязаний абсолютного монарха на власть, солидарность — общий интерес консервативных сил в противодействии возникновению революционных идей в отдельных государствах. Революционные события 1848 г. во Франции повлияли на Германию и Австрию. Конституционное устройство, свобода печати, созыв общегерманского национального парламента, стали требованиями к германским правительствам, но революция была жестоко подавлена. Причиной ее провала стала разобщенность либерально-демократического движения, а также политика консервативных сил Пруссии и Австрии.

Мечту политического либерализма о германском национальном государстве осуществил в результате трех войн (в 1864 — с Данией, в 1866 — с Австрией и в 1870-1871 — с Францией) прусский государственный деятель Отто фон Бисмарк. Он объединил «кровью и железом» всю Германию в единую империю «сверху». В Италии победа сардинских королевских войск (в союзе с французскими) в войне против Австрии заложила основы объединенной Италии. Поход «Тысячи» под предводительством итальянского борца за свободу Джузеппе Гарибальди увенчался свержением властвовавших там Бурбонов. Объединение Италии завершилось в 1870 г. захватом папского государства, находившегося ранее под контролем Франции.

В теории искусства встречаются классификации искусств с точки зрения тех социальных функций, которые они выполняют. Различают искусства и псевдоискусства. Например, различает шесть видов «псевдоискусств». Во-первых, искусство как развлечение. Для него характерны «иллюзия», «игра», но в то же время оно утилитарно. Примеры этого псевдоискусства – порнография, история ужасов, детективные истории. Второй вид псевдоискусства – искусство, как «магия», это – религиозное искусство, инструментальная музыка военных и танцевальных оркестров и др. Остальные четыре разновидности – это искусство, как «загадка», когда стимулируются интеллектуальные способности ради их упражнения, как «инструкция» типа рекламы или пропаганды, как «проповедь».
Древние тибетские легенды