Художественная культура и искусство Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
Курс лекций по истории искусства Мусульманская культура Тибетский буддизм Традиционная культура Японии Культура Африки Культура Византии. Основные произведения раннего христианства Начало Возрождения в Италии барокко и классицизм

Основоположник просветительского романтизма в литературе, Руссо пошел значительно дальше Вольтера в ниспровержении рационалистических принципов аристократического классицизма. Он отвергал всякие формальные излишества. В искусстве он отстаивал простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде. Как и Дидро, он считал, что в любом произведении искусства, если оно подлинно, красота неизменно переплавляется в моральные ценности. Личные чувства и эмоции должны быть подчинены высшему моральному долгу, поэтому положительные герои Руссо всегда приносят в жертву моральным принципам себя и свою жизнь. Отвергая рассудочную логику «здравого смысла», Руссо противопоставляет ей интуицию живого чувства. Смысл искусства для него заключается в том, чтобы воспитывать при помощи «чувствительности» добродетельного человека и гражданина. Человек, по его мнению, велик именно своим чувством, а литература должна отражать его и воздействовать на него.

Морально-эстетические идеалы Руссо в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе «Новая Элоиза». Это произведение явилось образцом сентиментального романа в письмах, в котором Руссо удалось совместить изображение глубоких и тонких лирических переживаний главных героев — учителя Сен-Пре и его воспитанницы Юлии — с критикой общественного порядка, лживых нравов столичных аристократических салонов. Конфликт страстной любви и предрассудков сословной морали приводят Юлию к гибели.

Проникновенное произведение Руссо оказало огромное влияние на литературу эпохи Просвещения. Последователями Руссо были Карамзин («Бедная Лиза»), Гете («Страдания юного Вертера»), Шодерло де Лакло («Опасные связи») и многие другие известнейшие литераторы той поры. Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации.

В XVIII в. Франция становится центром духовной жизни Европы. В ее философии, литературе, искусстве проявляются новые веяния просветительской эпохи. Искусство XVIII в. стремится отойти от «возвышенного» , аллегорически-надуманного к «простому», непосредственному, соизмеримому с повседневной жизнью человека. Это «жизненность», характеризующая мировосприятие эпохи Просвещения. Она проявляется и в философии, и в искусстве. Частная жизнь, интимные чувства и эмоции противопоставляются холодной официальности, торжественности и претенциозной возвышенности. Первые становятся главной темой.

Дамский костюм 1730-е гг.

Художественную культуру XVIII в. в целом можно рассматривать как период ломки воздвигавшейся веками грандиозной религиозно-нравственной системы. В соответствии с ней искусство создавало модель жизни более значительной, чем земная жизнь человека. Средние века превратили человека, согласно сложившейся традиции, в часть более высокого мира торжественной героики и высших религиозных, идейных и этических ценностей. Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал, но искусство диктовало ему свои нормы. В XVIII в. вся эта система подверглась изменению. Она стала освобождаться от общепринятых норм. Освободившись в сознании от строгой религиозной зависимости, сделав природу как таковую своим кумиром, человек нашел удовольствие в наблюдении и свободном творчестве. Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание.

Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных начала: классицизм и романтизм. Классицизм включал в себя идею подчинения человека общественной системе. Романтизм подчеркивал индивидуальное и личностное начала. Классицизм XVIII в. в отличие от XVII уже полностью отбрасывал античные классические формы и включал элементы романтизма. Это был новый классицизм эпохи Просвещения.

Новым в искусстве XVIII в. было направление сентиментализма. Оно отразило просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой природы. Сентиментализм освещал внутренний, интимный мир человеческих чувств и мыслей, и не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм и романтизм по своей сути похожие направления. Воспеваемый ими «естественный» человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными явлениями. Предчувствие великих потрясений наполняет культуру XVIII в., и сентиментализм отражает эти настроения.

Дж. Флаксман. Гера и Афина мчатся на помощь эллинам. Иллюстрация к «Илиаде» Гомера.

Век разума создает светский характер искусства и направлен на вытесенние религиозных тем. Светская живопись в XVIII в. впервые берет верх над церковной. Появление светского начала в религиозной живописи имело место в Италии, Австрии, Германии. Затем живопись, отражающая повседневность, наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение во всех европейских странах. Парадный портрет, популярный в прошлом, уступает место портрету интимному. В пейзажной живописи возникает и распространяется так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди). Особое внимание начинает уделяться эскизу. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженное в нем, вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра начинают цениться больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. В работах художников XVIII в. усиливается декоративное понимание цвета. Картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому художники стремятся к многокрасочности и яркости.

Антуан Ватто. Проект панно.

Светская культура эпохи Просвещения породила стиль «рококо», который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он применялся также в архитектуре (при планировке и оформлении интерьера), в живописи (в декоративных панно, росписях, ширмах) и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играющего пространства». Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов и должен был создать дух уюта и удобства.

Во Франции с самого начала XVIII в. меняется главное требование к искусству. Публика хочет прежде всего «приятного». Оно означало «чувствительное» и чисто чувственное, вызывающее сильные эмоции. Любое произведение искусства должно «захватить» человека, заинтересовать его.

В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные выставки — салоны, представлявшие собой новый вид связи искусства и общества. Во Франции салоны играют необычайно важную роль не только в жизни интеллектуальной элиты, художников и зрителей, ценителей произведений искусства, но становятся местом для диспутов по серьезнейшим вопросам государственного устройства. Дени Дидро практически вводит новый жанр литературы — критические обзоры салонов.

Комод в стиле французского рококо.

В теории искусства встречаются классификации искусств с точки зрения тех социальных функций, которые они выполняют. Различают искусства и псевдоискусства. Например, различает шесть видов «псевдоискусств». Во-первых, искусство как развлечение. Для него характерны «иллюзия», «игра», но в то же время оно утилитарно. Примеры этого псевдоискусства – порнография, история ужасов, детективные истории. Второй вид псевдоискусства – искусство, как «магия», это – религиозное искусство, инструментальная музыка военных и танцевальных оркестров и др. Остальные четыре разновидности – это искусство, как «загадка», когда стимулируются интеллектуальные способности ради их упражнения, как «инструкция» типа рекламы или пропаганды, как «проповедь».
Древние тибетские легенды