Художественная культура и искусство Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
Курс лекций по истории искусства Мусульманская культура Тибетский буддизм Традиционная культура Японии Культура Африки Культура Византии. Основные произведения раннего христианства Начало Возрождения в Италии барокко и классицизм

Тема единства человека и природы упирается в вопрос о связи духа с природой, в вопрос: каким образом возникла и действует «целесообразная», подчиненная законам, а потому познаваемая природа вне нас? Шеллинг пишет: «...Мы не хотим, чтобы природа случайно совпадала с законами нашего духа, но чтобы она сама была необходима и первоначально не только выражала, но даже и реализовала законы нашего духа. Природа должна быть видимым духом духов невидимой природы. Следовательно, здесь, в абсолютном тождестве духа в нас и природы вне нас, должна решиться проблема». Гармония человека с самим собой и окружающим его миром лежит для него в реализации разума, который требует установления единства природы и человека. Но такую гармонию Шеллинг считает не существующей, так как природа отступила как таинство.

Процесс производства знания обеспечивается силой воображения, которую Шеллинг анализирует в виде форм «интуиции». В ней он обнаруживает диалектику как схему активной способности человека познавать и переделывать мир понятий науки. Шеллинг утвердил таким образом диалектику как научное знание.

Опираясь на опыт своих предшественников в философии, Гегель в диалектической логике показывает, как посредством противоречия, облачаясь в различные логические формы, всеобщее развивается в Истину. В своей философской системе, которая призвана отразить развитие всей целокупной действительности, Гегель в философии права показывает, как в конкретных формах всеобщее раскрывается в понятие всеобщего Блага, как в эстетике доходит до всеобщего понимания Красоты, а в философии истории до всеобщего понятия Свободы.

Идея развития — это та всеобщая идея, которая является открытием Гегеля в истории философии. Ее своеобразие в том, что все мироздание рассматривается в развитии. Идея развития или развитие идеи является у Гегеля всеобщей, и она выступает как процесс развития идеи в своих особенных формах. В Логике — это логические формы, в природе и духе — это конкретные формы развития природы (формы движения), в религии — исторические формы развития самой религии, ее виды, в праве — формы развития собственности и т. д.

Во всех ответвлениях философской системы особенные формы повторяют один и тот же логический путь развития в зависимости от того, какая конкретная наука рассматривается. Поэтому всеобщее можно трактовать и как логический путь развития идеи для изучаемой нами действительности.

Философия как диалектическая логика, по Гегелю, представляет наивысший способ постижения абсолютной идеи, в котором все отдельные способы сняты. Как философия природы и духа она выявляет, таким образом, многообразие частных законов, которые в единичном фиксирует особенное, приводятся в порядок, подчиняясь всеобщим диалектическим законам. Она есть всеобщий способ познания действительности еще и потому, что в многообразии особенного находит всеобщую связь всех явлений, становясь единством многообразия особенного. При этом Гегель ни в коей мере не ограничивает метод философии только обобщением всех конкретных наук. Обобщение — это сфера рассудка самих отдельных наук как особенных способов познания. Цель же философского познания — поиск истинно-всеобщего, понятие природы и духа. Как это делается, Гегель показывает, раскрывая суть своей философской системы. Гегель подчеркивает: «Философия есть объективность, имеющаяся в форме всеобщности».

Идея Гегеля относительно философии как всеобщего способа производства теоретического знания была актуальна, поскольку показывала возможность целостного его осознания. Указанный всеобщий способ познания Гегеля, являясь синтетическим подходом к исследованию мира, имеет непреходящее методологическое значение для систематизации накопленного теоретического знания, а также для формирования целостного научного мировоззрения.

Сама философия Гегеля явилась результатом всего исторического развития науки, в котором все предшествующие моменты сняты, сохранены. Немецкий мыслитель «строил здание» своей системы, используя весь историко-философский опыт, но его диалектический гений заключается не только в том, что он обобщил этот материал, а в том, что застывшее содержание истории науки заставил двигаться, развиваться.

XVIII в. породил много «типичных представителей» своей эпохи. Она дала целый ряд гениев-энциклопедистов, смело соединяющих науку, философию и мистические прозрения в единое целое. Новое время представляло для обозрения потомком свой грандиозный эксперимент, в котором пыталось заменить всю средневековую иерархию земного и небесного одним беспрерывным полем знания. Знание дает возможность мыслителям XVIII в. говорить не только о доприродном и сверхприродном, но и громогласно заявить, что все есть природа и все может быть выражено на языке причинно-следственных отношений.

В такой задаче как раз и содержатся в свернутом виде попытки создать энциклопедический синтез, ввести в него эволюцию, а затем и эволюционную историю как замену Божественной иерархии.

Для мыслителей эпохи Просвещения был вообще характерен универсализм творческих и жизненных интересов. Ярчайшим памятником этой эпохи является созданная во Франции «Энциклопедия искусств, наук и ремесел» (1752-1780). Это грандиозный труд, включавший в себя 28 томов. «Энциклопедия» стала не просто сводом информации во всех сферах культуры на уровне самых передовых знаний XVIII в., но и грандиозным гимном силе разума и прогресса. Она предлагала новые этические и эстетические нормы, общественно-политические идеалы и нравственные ценности. В ее издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Германии, Голландии, Англии и других стран. Душой этого эпохального мероприятия был Дени Дидро.

Среди всего многообразия литературных школ и направлений наиболее выделяются три основных, возглавляемых Вольтером, Руссо и Дидро. Вольтер был в основном продолжателем французского классицизма, Руссо явился родоначальником школы революционного романтизма, а Дидро был основателем и главой школы французского материализма в философии и создателем школы реализма в литературе и искусстве.

Первоисточником для создания человеческой культуры служит у Дидро сама природа, являющаяся его «первой моделью». «Каков бы ни был уголок природы, в который вы заглянете — первобытный или культурный, бедный или богатый, пустынный или населенный, — вы всегда найдете в нем два прекрасных качества: истину и гармонию».* Только жизненная правда может и должна сделаться объектом искусства. Чем ближе художник к действительности, тем лучше и значительнее его творчество. Самой главной задачей искусства для Дидро было служение передовым идеям эпохи, требованию времени. Отождествляя этические и эстетические принципы, Дидро утверждает, что совершенным может считаться только произведение, пропитанное определенной моральной идеей. Он провозглашает принцип идейности нового реалистического искусства.

Вершиной литературного творчества Дидро является философская повесть «Племянник Рамо», в которой широкая панорама общественных нравов и социальных пороков тесно переплетается с глубиной аналитического исследования души главного героя.

Универсальный гений Вольтера — философа, естествоиспытателя, поэта и прозаика — в полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость. Он неустанно обличал пороки государства, лицемерие официальной церкви, активно участвовал в разрушении и ниспровержении всяческого рода предрассудков. Вольтер оставил после себя колоссальное как по объему (более 70 томов сочинений), так и по широте стилистической и жанровой палитры творческое наследие. Это естественнонаучные трактаты, героические трагедии, философские повести, галантные письма, комедии. Вольтер считал, что необходимо использовать любое оружие, которое в данный момент может оказать наибольшее воздействие на граждан, поднимая их на борьбу с пороками жизни.

Нельзя не упомянуть одно из самых глубоких сатирических произведений Вольтера «Кандид, или Оптимизм». Оно в полной мере отразило как общие тенденции развития просветительской литературы, так и оригинальные идеи автора. Судьба главного героя Кандида складывается непросто, годы жестоких разочарований потребовались ему для того, чтобы прийти к собственному мировосприятию. Неудержимые искания истины приводят Кандида сначала к оптимизму, основные положения которого Вольтер вложил в уста ученого-всезнайки Панглосса, а затем к унынию и отчаянию пессимистических философствований Мартена. Но даже «традиционный» счастливый конец Вольтер наполняет более глубоким смыслом: годы, потраченные на долгие жизненные поиски истины, не проходят напрасно.

Всю житейскую мудрость, смысл и назначение человеческой жизни Вольтер формулирует так: «Надо возделывать свой сад» — работать, что бы ни случилось. Главная идея заключается в том, что работа избавляет от «трех великих зол: скуки, порока и нужды». В этом романе Вольтер также прибегает к излюбленному приему просветительской эстетики — обращается к описанию идеального государства. Пребывание Кандида в сказочной стране Эльдорадо не просто эпизод в романе, его смысловая нагрузка велика. Эльдорадо — это государство воплощенного «царства разума», просвещенная монархия, в которой имеют место философская религия (деизм), единство цивилизации и природы, культ наук и искусств, свободный и разумный труд всех жителей страны.

Портрет Вольтера.

В теории искусства встречаются классификации искусств с точки зрения тех социальных функций, которые они выполняют. Различают искусства и псевдоискусства. Например, различает шесть видов «псевдоискусств». Во-первых, искусство как развлечение. Для него характерны «иллюзия», «игра», но в то же время оно утилитарно. Примеры этого псевдоискусства – порнография, история ужасов, детективные истории. Второй вид псевдоискусства – искусство, как «магия», это – религиозное искусство, инструментальная музыка военных и танцевальных оркестров и др. Остальные четыре разновидности – это искусство, как «загадка», когда стимулируются интеллектуальные способности ради их упражнения, как «инструкция» типа рекламы или пропаганды, как «проповедь».
Древние тибетские легенды