Художественная культура и искусство Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
Курс лекций по истории искусства Мусульманская культура Тибетский буддизм Традиционная культура Японии Культура Африки Культура Византии. Основные произведения раннего христианства Начало Возрождения в Италии барокко и классицизм

В изобразительном искусстве развиваются стили барокко и классицизм, а в живописи еще два направления — академизм и караваджизм, что отражает разнообразие идейно-художественных исканий. На пересечении интересов заказчиков и живописцев появляются новые жанры — пейзаж, натюрморт, картины быта, охот и праздников.

Ярким выразителем своей эпохи был глава фламандской школы П.-П. Рубенс. Его окружали такие блестящие мастера, как А. ван Дейк — создатель многочисленных портретов, Снайдерс — автор натюрмортов и «лавок», и Иордане, изображавший домашние пирушки и празднества.

У Рубенса фламандские святые, мученики, олимпийские боги — все здоровейные, откормленные, румяные, их земная оболочка совершенно заслоняет душу. Весь их внутренний мир состоит в сытом довольстве. Животные инстинкты сквозят равно и в тяжеловесных грациях, и в библейских героинях. Трудно представить себе что-нибудь более житейское, более натуральное. Оригинальное письмо удивительная правда характерны для Рубенса. Декорация, окружающая людей, корабли, лестницы дворцов, шелковые ткани, ковры, блестящая утварь, игра фантазии, совершенно переходящая границы.

Рубенс-колорист развертывает свою натуру во всей фламандской широте. Его вещи часто переходят пределы художественности, но все же остаются поразительно могучими.

В Эрмитаже в Петербурге, чрезвычайно богатом картинами германских школ, хранится большая коллекция картин Рубенса.

Из учеников Рубенса, конечно, на первом месте стоит Ван Дейк. Портреты его кисти, отличающиеся тонкостью наблюдения, серебристостью письма, меланхолическим колоритом, ставят художника в один ряд с Рембрандтом и Веласкесом. С его портретов на нас смотрит живой человек со своим внутренним миром, со всеми страстями и недостатками.

Ван Дейк в портретном искусстве достиг такого высокого совершенства, до которого оно не возвышалось раньше никогда.

За Рубенсом и Ван Дейком пришел целый ряд так называемых «малых фламандцев», — это художники, которые ввели в искусство уличный жанр с его обыденными будничными типами, взглянув на которые Людовик XIV с гримасой воскликнул: «Уберите от меня этих уродов».

Питер Пауль Рубенс. Коронация Марии Медичи. Деталь.

 

В искусстве Голландии сложилось много новых жанров, что отвечало разнообразным запросам широкого круга заказчиков. В картинах малых голландцев Я. Стена, Г. Терборха, П. де Хоха, Г. Метсю, А. ван Остаде и других нашла отражение повседневная жизнь обычных, ничем не примечательных людей.

Рембрандт ван Рейн остался в истории как самый великий представитель живописи Голландии XVII в. Он внес в искусство живописи глубокий психологизм, свободную трактовку сюжетов, новую технику исполнения. Художник отличался независимым и свободолюбивым характером. Шедевры Рембрандта в Эрмитаже («Флора», «Даная», «Блудный сын») — лишь часть живописного сокровища, которое оставил после себя мастер

В его так называемой «Данае» голландская кухарка написана с необычайным блеском и силою. Эрмитажные портреты матери, стариков и особенно чудесный мужской портрет в шляпе с широкими полями живут и дышат.

Рембрант. Мать художника. Офорт.

Петербург обладает превосходными работами голландской школы: в залах Эрмитажа более сорока произведений Рембрандта и его последователей. После Амстердама эрмитажная коллекция самая богатая.

В целом на первый план живописи Рембрандта выходит богатство внутреннего мира человека, его характер, вся прожитая жизнь. Художник показывает, что любая личность неповторима. Каждый человек представляет уникальную ценность. Жизнь человека читается в его лице и руках. Они хранят прожитые и пережитые мгновения и этим интересны.

Уникальность человеческой личности судьбы, характера и внутренней жизни человека становится центром внимания искусства XVII в. Искусство Испании в век абсолютизма подарило миру Веласкеса, Риберу, Мурильо, Сурбарана. Реализм испанских художников проявился при показе мирской жизни и сюжетов Священного Писания. «Завтрак» и «Портрет Оливареса» кисти Веласкеса украшают залы Эрмитажа.

Искусство Франции представлено великими зодчими, которые работали по заказам королевского двора. Это Ж. Лемерсье, Ф. Мансар, Ж. А. Мансар, Л. Лево, К. Перро. Лувр, Версальский дворец, Собор Инвалидов являются признанными шедеврами французской архитектуры. Н. Пуссен и К. Лоррен представляют направление классицизма в живописи. Караваджизм нашел воплощение в произведениях Ж. де ла Тура, реализм представлен в творчестве братьев Ленен.

Рембрант. Воин с конем. Этюд для офорта « Обращение Савла».

В теории искусства встречаются классификации искусств с точки зрения тех социальных функций, которые они выполняют. Различают искусства и псевдоискусства. Например, различает шесть видов «псевдоискусств». Во-первых, искусство как развлечение. Для него характерны «иллюзия», «игра», но в то же время оно утилитарно. Примеры этого псевдоискусства – порнография, история ужасов, детективные истории. Второй вид псевдоискусства – искусство, как «магия», это – религиозное искусство, инструментальная музыка военных и танцевальных оркестров и др. Остальные четыре разновидности – это искусство, как «загадка», когда стимулируются интеллектуальные способности ради их упражнения, как «инструкция» типа рекламы или пропаганды, как «проповедь».
Древние тибетские легенды