Художественная культура и искусство Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
Курс лекций по истории искусства Мусульманская культура Тибетский буддизм Традиционная культура Японии Культура Африки Культура Византии. Основные произведения раннего христианства Начало Возрождения в Италии барокко и классицизм

Итальянское Возрождение складывалось в переходную от средних веков к новому времени эпоху и неизбежно несло на себе следы этой переходности. В гуманистической идеологии сочетались черты старого и нового, зрели светские принципы миропонимания, постепенно разрушавшие старую систему мышления. В мировоззрении итальянского Возрождения, несмотря на наличие разных направлений, сложилось единое ядро, определившее сущность и главную особенность новой идеологии.

Это ядро составила совокупность гуманистических идей, прежде всего признание высокого достоинства человека, раскрывающегося в сознании и творчестве. Гуманизм провозглашал свободу личности, призывая к удовлетворению всех ее потребностей и раскрытию разносторонних способностей. Деятели новой культуры утверждали личность творческую, но важнейшим условием осуществления этого идеала считали гармонию индивидуального и социального. Базой такой гармонии служила культура, духовное обогащение людей. Отсюда огромная роль, которая отводилась наукам, знаниям, искусству.

Культ разума, знания, творчества, составивший главное содержание гуманистической мысли, высвобождал науку и искусство. В этом заключается одно из главных достижений эпохи Возрождения.

Собор Санта Мария дель Фьоре. План.

Европейская культура XVII в.

Политико-социальная обстановка. Влияние филосо­фии на формиро­вание мировоз­зрения. Развитие естествознания. Гоббс о сильном государстве. Литература. Театр. Живопись.

На большей части Европы в XVII в. господствует форма общественных отношений, которая характеризуется сложением и торжеством абсолютизма во Франции, Испании, в странах Центральной Европы и в Скандинавии. XVII столетие стали называть веком абсолютизма. Благодаря ранним буржуазным революциям в Нидерландах и Англии складываются капиталистические отношения, определившие идеологию и культурную жизнь континента.

После Тридентского собора 1645-1653 гг. контрреформация укрепила свои позиции в странах, не отпавших от католицизма, и оказывала сильнейшее влияние на все сферы духовной жизни Италии, Испании, Австрии. Таким образом, в европейском общественном сознании и укладе жизни причудливо и противоречиво сочетались как прогрессивные тенденции, так и отжившие, связанные с феодально-католической реакцией.

Е. Коган. Дон Кихот и Санчо Панса. 1950

В начале XVII в. вышла книга Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Она повествовала о двух началах человеческой природы — романтическом идеализме и трезвом практицизме, часто сталкивающихся между собой в трагическом противоборстве. Эта книга повлияла на формирование нового, более усложненного мировоззрения человека, содержащего противоречия.

Взгляды человека XVII в. обогатились также идеями Ф. Бэкона. В своем главном труде «Новый Органон» он провозгласил опыт главным источником знания, выдвинул новый метод изучения действительности, его назвали индукцией. Он призывал отказаться в науке от всех предрассудков, имеющихся в подходе к анализу знаний о природе. Р. Декарт в своем «Рассуждении о методе» доказал, что разум человека является главным орудием познания мира. Следуя этому тезису, многие образованные люди окончательно признали силу человеческого разума и то, что законы Вселенной познаваемы. Он выдвинул механистическую картину мира, а в познании действительности доказал новый метод синтеза, дедукции и сомнения.

Используя геометрический метод, написал свое философское произведение «Этика» Б. Спиноза. В нем он обосновал то, что Богом является не духовная личность и не деистический создатель мира, а вся природа в целом. Создав теорию классического пантеизма, он утверждал и обратный тезис, что природа является для человека Богом и в ней заключена энергия творения и атрибутивности всей материи.

XVII столетие хорошо усвоило тезис «знание— сила», а также обратимость этой формулы: сила — это знание. Она позволяет перестраивать мир по своим принципам. Во второй половине XVII в. наблюдается проявление двойственности рационализма, совмещавшего любовь к «ясности и отчетливости» с тягой к оккультным явлениям и «животному магнетизму», соединявшего рассудочное государственное строительство с появлением масонских организаций. Это можно объяснить попыткой уравновесить механицизм вытесненным в культурное подполье метафизическим инстинктом. Пожалуй, главной фигурой в этом процессе является философ, математик, физик, юрист, языковед Лейбниц (1646-1716). Именно он первым соединил рационалистический метод и замысел универсального символического языка науки с идеей индивидуальных «живых сил» как непрерывно развивающихся субстанций бытия. Его «Монадология» показывает единство и многообразие проявления универсальной единицы — монады. Он также продемонстрировал неистощимую изобретательность в практическом применении своих идей.

В целом познание мира в XVII в. осуществлялось необычайно быстрыми темпами. Развитие получили точные науки, эксперимент. Его многообразие породило много смелых гипотез. Г. Галилей и И. Кеплер развили и обосновали гелиоцентрическое учение Коперника. Механика, достигшая полноты своего развития в трудах И. Ньютона, послужила новой взгляда на природу как на единый механизм, управляемый общими законами.

Среди открытий и изобретений прикладной науки следует отметить изобретение маятниковых часов Гюйгенсом, телескопа и микроскопа Галилеем, труды по зоологии Левенгука и Сваммердама, создание основ клинической медицины Тульпом и Дейманом. Наряду с этим алхимики в своих лабораториях пытались получить эликсир долголетия, магический эликсир, побеждающий любое зло, а также превращать свинец в золото. Создаются многочисленные географические карты и атласы, направляются в разные страны света научные и военные экспедиции, расширяются торгово-экономические связи, строятся здания для научных исследований, обсерватории. Просвещенный человек XVII в. все чаще ощущает себя «гражданином мира». В XVIIв. европейцы открыли Австралию.

Давид Тенирс младший. Пляска крестьян перед таверной Рисунок.

Взаимодействие общества и государства принимает форму договора, а идея единения под влиянием сильной власти монарха становится господствующей. Абсолютная монархия — только эта форма государства может объединить разрозненные народы и земли. Это обосновывает в своей книге «Левиафан» Т. Гоббс. Он считает, что «вражде всех против всех» можно противопосгавить только силу власти государя, который в своем лице представит объединенную мощь единого государства. Оно должно быть таким же сильным, мощным, единым, как мифическое чудовище Левиафан-Голландский философ Б. Спиноза развил учение Гоббса, полагая высшей формой власти не монархию, а демократическое правление, и выдвигал право человека на свободу, понимаемую как осознанную необходимость. Но это было уже начало другой стадии общественного развития человечества — временем необходимости послабления власти монарха в сторону прав на свободу граждан.

На фоне активной общественной жизнь получает мощные импульсы развитие культуры и искусства. Литература XVII в. прославлена именами Л. де Гонгоры, Ф. Кеведо», П. Корнеля, Ж. де Лафонтена, Ж. Расина, Ш. Перро, Р. Геррика и др. В драматургии утверждается принцип единства места времени действия. Наряду с итальянскими театральными труппами, гастролирующими по всей Европе, создаются национальные театры и складываются национальные театральные традиции во Франции, в Испании, в Англии. Рождение театра «Комеди Франсез» (1680) является одним из значительных событий XVII в.

В теории искусства встречаются классификации искусств с точки зрения тех социальных функций, которые они выполняют. Различают искусства и псевдоискусства. Например, различает шесть видов «псевдоискусств». Во-первых, искусство как развлечение. Для него характерны «иллюзия», «игра», но в то же время оно утилитарно. Примеры этого псевдоискусства – порнография, история ужасов, детективные истории. Второй вид псевдоискусства – искусство, как «магия», это – религиозное искусство, инструментальная музыка военных и танцевальных оркестров и др. Остальные четыре разновидности – это искусство, как «загадка», когда стимулируются интеллектуальные способности ради их упражнения, как «инструкция» типа рекламы или пропаганды, как «проповедь».
Древние тибетские легенды