Художественная культура и искусство Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
Курс лекций по истории искусства Мусульманская культура Тибетский буддизм Традиционная культура Японии Культура Африки Культура Византии. Основные произведения раннего христианства Начало Возрождения в Италии барокко и классицизм

В росписи плафона и «Страшного Суда» на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело изображает космос человечества. На плафоне мы видим закономерно развивающуюся череду событий, пророков как вождей человечества. Микеланджело соединяет личностное и массовое, индивидуальное и всеобщее, характерное и идеальное. В «Страшном Суде», этой «Варфоломеевской ночи на том свете», мы слышим призывный голос труб и полет множества могучих тел. Мир распадается на грешников и праведников и, соединяясь, рождает вечную энергию жизни. Не менее известен, чем Микеланджело, Рафаэль. Его произведения отличались благородством и нежностью стиля, бесконечной игрой фантазии в самых изящных комбинациях. Много картин с изображением «Святого семейства», написанные им в различное время, находятся сегодня в разных европейских музеях. В Эрмитаже хранятся две его картины — «Мадонна Конестабиле» и «Святое семейство».

Джотто. Явление девы Марии св.Бернару Трипших.

Художник Возрождения всегда очарован телесным, видимым миром не менее, чем люди античности, но оттенки его душевной жизни и той, которую он изображал, стали в эту эпоху разнообразнее и тоньше. Человек в произведениях художника может одновременно испытывать и печаль, и радость, подъем творческих сил и жажду покоя, он стремится к цельности и стал восприимчивее к богатству мира. Главное в человеке, его мыслях — сам человек. Развитие культуры Возрождения происходило на основе новых идей гуманизма, которые влились в нее и стали неотъемлемой ее частью.

Тициан. Любовь небесная и земная.

Новые принципы живописи были предопределены художником Джотто во Флоренции в самом начале XIV в. (треченто). Затем стремление к реалистичности в рисунке, цвете и композиции подхватили мастера следующего поколения (кватроченто) — Мазаччо, Боттичелли, Ф. Липпи, Перуджино, Беноццо Гоццоли, Фра Беато Анджелико, Мантенья, Пьеро дел-ла Франческа. Триумф этого движения ознаменовался в искусстве чинквеченто — Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Джорджоне, Веронезе и Тинторетто.

Основными центрами искусства Возрождения в Италии были Флоренция, Венеция, Рим. Здесь создавались знаменитые фрески, картины и скульптуры.

Паоло Веронезе. Пир в доме Симона фарисея. Эскиз картины.

Ганс Голъбейн младший. Жертвоприношение Авраама.

Решетка в церкви св. Ульриха в Аугсбурге.

Особое место в истории живописи принадлежит художникам Северного Возрождения. Им свойственна отличительная черта: написанные ими портреты смотрят на созерцающего их человека, в каком бы месте он ни находился. В зависимости от изменения положения наблюдателя меняется и направление взгляда, выражение лица на портрете. Создается впечатление взаимосозерцания. Философ Е. Богат в книге «Узнавание» отмечает: «Эти портреты видят тебя и сегодня. Они тебя видят, потому что Северное Возрождение открыло ты. Его открыли Рогир ван дер Вейден, Монтень, Шекспир. И открытие это по масштабам ничуть не уступает великим географическим открытиям эпохи».*

Ганс Гольбейн младший. Смерть и разносчик. Смерть и Адам. Из серии «Танец смерти»

В теории искусства встречаются классификации искусств с точки зрения тех социальных функций, которые они выполняют. Различают искусства и псевдоискусства. Например, различает шесть видов «псевдоискусств». Во-первых, искусство как развлечение. Для него характерны «иллюзия», «игра», но в то же время оно утилитарно. Примеры этого псевдоискусства – порнография, история ужасов, детективные истории. Второй вид псевдоискусства – искусство, как «магия», это – религиозное искусство, инструментальная музыка военных и танцевальных оркестров и др. Остальные четыре разновидности – это искусство, как «загадка», когда стимулируются интеллектуальные способности ради их упражнения, как «инструкция» типа рекламы или пропаганды, как «проповедь».
Древние тибетские легенды