Художественная культура и искусство Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
Курс лекций по истории искусства Мусульманская культура Тибетский буддизм Традиционная культура Японии Культура Африки Культура Византии. Основные произведения раннего христианства Начало Возрождения в Италии барокко и классицизм

Проблема предопределения — одна из центральных в христианской теологии.

Вопрос о соотношении свободы воли человека и свободы его действий с Божественным предопределением вызывал острые споры. Альберти утверждает, что особое положение человека в мире определено его причастностью к земному и небесному. Эта двойственность — отличительное и в то же время совершенное свойство его природы. Совершенство же заключено в активных способностях человека двигаться, чувствовать, желать с целью наилучшего приспособления к внешнему миру и самосохранению. Альберти видит в человеке гармоническое начало, выступающее в единстве разнообразных форм его деятельности. Гармония жизненных функций человека — необходимое условие его существования — выливается в гармонию человека и мира. Человек не столько противостоит природе, будучи высшим ее творением, сколько сливается с ней. Альберти утверждает, что в мире живого царствует лишь одни бог — Природа. Весь мир природы подчинен строгим законам. Нарушить их не в силах ни одно из ее творений, но каждое несет определенную функцию. И люди подчинены этой закономерности настолько, что сама «жизнь человека есть игра Природы».

Витторе Карпаччо. Ученый в студии. XVI в.

 

Леонардо да Винчи. Автопортрет.

В рассуждениях Альберти отчетливо виден гуманистический подход к решению проблемы. Подвластность закону природы предполагает в то же время свободу разума и воли. Совершенство, разумность, целесообразность — естественные начала мира. Специфика человека — осознание этих принципов и свободное следование им.

Среди тех, кто считал, что опыт открывает путь к проникновению в законы природы, был гений эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, в конечном счете он доказывал то, что законы познаются разумом, ибо сама природа устроена разумно. Посредником между опытом и знанием ученый считает математику, призванную раскрыть рациональный порядок вещей, заключающийся в соотношениях «золотого сечения». Именно он, Леонардо да Винчи, дал такое название действию в природе всеобщего закона гармонического единства. Он широко использовал математику в экспериментальных исследованиях физической природы вещей.

С верой в силу человеческого разума связана и убежденность Леонардо в безграничных творческих возможностях человека. Воплощением этой гуманистической идеи было творчество самого Леонардо, чей гений проявился во многих областях науки, в изобретательстве, искусстве. Особенно высоко ценил Леонардо да Винчи творчество художественное, в котором видел выражение непосредственной связи созидания с научным постижением мира. Среди искусств первое место он отводил живописи. Ученый и художник, он всегда подчеркивал ее близость и сходство с наукой. Широко известны его живописные работы, такие как «Поклонение вол­хвов», «Мадонна с цветком», «Тай­ная вечеря», «Мона Лиза» («Джо­конда») и многие другие. Они отли­чаются глубиной образа, тончайшей психологической характеристикой, мастерством композиции.

Леонардо видел в творчестве ху­дожника наиболее выразительное воплощение гуманистического иде­ала человека-творца. Художник изучает природу, воссоздает ее на полотне и в то же время превосхо­дит ее, «придумывая бесчисленные формы животных и трав, деревьев и пейзажей». По его убеждению, живопись охватывает все формы, как существующие, так и несуще­ствующие.

Творчество Леонардо да Винчи стало особым направлением в раз­витии гуманистической мысли этой эпохи. Гений Леонардо да Винчи поднимал на новую ступень ренессансное представление о человеке, его созидательной мощи, ставя на реальную, практическую основу са­ми эти представления.

В отличие от Леонардо, Микеланджело Буонарроти (1475-1564) сконцентрировал все свое внимание только на человеке, он стремился постичь его физическую и духовную природу. Он воскресил нагое тело классической древности, сбросил все условные традиции и создал нечто могучее, своеобразное, всесильное.

Лепка его произведений полна титанической силы, демонической мощи и безграничного величия. У него отсутствует мягкая грация линий и очертания нежных лиц. В его произведениях мы видим законченные образцы мускулатуры, каждый герой его — титан, борец, победитель. Он почти никогда не заканчивал свои скульптурные работы. В зодчестве Микеланджело был оригинальным мастером, он был для себя (не имея навыка в архитектурных работах) одновременно и учеником, и учителем. Смелая, своеобразная фантазия художника была его гением. Огромную славу Микеланджело принесла колоссальная скульптура Давида. В камне, испорченном Дикуччо и признанном негодным советом художников во главе с Леонардо да Винчи, скульптор доказал почти невозможное, создав шедевр.

Микеланджело. Моисей.Скульптура из собора св. Петра в Риме.

Рафаэль. Эскиз картины «Мадонна с младенцем».

Рафаэль. Гений с атрибутами Меркурия.

Виды и роды искусства в свою очередь включают в себя различные типы произведений на основании устойчивых общих черт. Эти типы называются жанрами. Наиболее распространенным принципом выделения различных жанров является тематический, на основе области действительности, отражаемой в произведении (бытовой, авантюрный, исторический, любовный, батальный, натюрморт, портрет, пейзаж и т.д.). Другим основанием деления может выступать ведущая эстетически-эмоциональная доминанта (трагедия, комедия, фарс, мелодрама, ода и др.), тип композиции (сонет, рондо, триптих и т.д.) или объем и общая структура произведения (роман, повесть, рассказ, миниатюра, эпопея и др.).
Древние тибетские легенды