Художественная культура и искусство Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
Курс лекций по истории искусства Мусульманская культура Тибетский буддизм Традиционная культура Японии Культура Африки Культура Византии. Основные произведения раннего христианства Начало Возрождения в Италии барокко и классицизм

Эпоха четырех праведных халифов считается счастливой эпохой (аср са'адат), какой мусульманский мир после этого уже не переживал, так как вместо «заместителей» (халифов) Бога и пророка стали править «цари».

В исламе имеет место нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и культуры. Как религия он произошел из ханифизма, иудаизма и христианства, исповедуемых некоторыми арабскими племенами. Ханифизм — домусульманское учение о едином Боге Рахмане (араб, милостивый). В исламе Рахман стало прилагательным имени Аллаха. Из иудаизма ислам воспринял идею единого Бога, сюжеты о сотворении мира, грехопадении, потопе и т. д. Иудейские пророки Ной (Нух), Моисей (Муса), Авраам (Ибрахим), Иосиф (Юсуф) стали пророками ислама, закона, который отражен в шариате.

Сайид Хусайн Наср, современный шиитский теоретик ислама, называет шариат «конкретным воплощением воли Божьей. Это образ жизни и путь, на который указал Бог мусульманам. Шариат охватывает все стороны жизни... Шариат — Божественный закон... отпечаток мира...»* В идеале жизнь члена мусульманской общины строго регламентирована. Каждое действие, пусть самое незначительное, имеет ритуальное значение и находит свое место в системе религиозного права. Соблюдение данного свыше закона является подтверждением веры человека и одновременно права на вхождение в общину верующих. Совершение греха, отступление от закона отдаляет человека от божества; очищение от греха восстанавливает эту связь. Постоянному стремлению к идеальному состоянию, когда наиболее полно осуществляется связь человека и божества, служат законы ритуальной чистоты.

Очищение сопровождают все обряды жизненного цикла — рождение человека, свадьбу, похороны. Никто не познает истины загробной жизни до тех пор, пока не познает истины смерти. Истины смерти не узнает до тех пор, пока не узнает истины жизни, а истины жизни не узнает до тех пор, пока не узнает истины духа — это мистическое знание истины своей души.

Из христианства ислам принял учение о бессмертии души, загробной жизни, Страшном Суде. Иисус Христос (Иса) превратился в пророка, непосредственного предшественника пророка Мухаммеда.

Акида (араб, вера, догмат) содержит пять столпов ислама и составляет его «символ веры»). Первым из них является шахад (араб, свидетельствовать). Он составляет основной догмат ислама, выраженный простой формулой: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха». Чтобы стать мусульманином (араб, покорный Аллаху), достаточно три раза произнести шахад в присутствии духовного лица. Аллах (араб, «иллях» восходит к семитскому «Элохим» — Бог) — единственный, вечный и всемогущий Бог, творец всего сущего. Все в мире предопределено его волей, в том числе и судьба каждого человека. Таким образом, личная воля человека в исламе отвергается.

Салят (араб, молитва) или намаз (перс. молитва) — второй столп ислама. Это ежедневная пятиразовая молитва на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. Пятничная коллективная молитва предваряется проповедью и разъяснением религиозных, нравственных и политических вопросов.

Саум (араб, пост) — третий столп ислама. Это месячный пост «рамадан» (по названию месяца) проводится в 9-й месяц Лунной хиджры. В месяц рамадан с восхода и до захода солнца нельзя пить, есть, вдыхать приятные запахи, принимать лекарства и выполнять медицинские процедуры, веселиться. Ночью все эти воздержания отменяются. Смысл поста — укрепление в вере.

Закат — четвертый столп ислама. Это благотворительный налог в пользу сирот, больных и престарелых, священный для каждого мусульманина.

Хадж (араб, паломничество) — пятый столп ислама. Это паломничество в город Мекку.

Приверженцы ислама верят в существование духовной субстанции, покидающей тело в момент смерти. С этим представлением связано и воскресение из мертвых в день Страшного Суда. В раннем исламе под воскресением понимали просыпание мертвых, вставание из могил («кыяма») в том виде, в каком людей заставала смерть. Заслужившие рай могли бесконечно наслаждаться блаженством, будучи очищенными от болезней, телесных недостатков, не подверженными земным недугам: старости, дряхлости и т. д. Мусульмане, особенно жители пустыни и жарких поясов, представляли рай в виде чудесного оазиса, с его прохладой, чистой и холодной водой, зеленью и фруктовыми садами, где все в изобилии: вкусная еда, питье, шелковые одеяния, реки, текущие молоком, медом, вином. В раю каждому мусульманину припасены гурии — девы с черными глазами, шелковистыми косами, с нежной белой кожей.

Коран (араб, чтение) — священная книга ислама. Это откровения, данные Аллахом Мухаммеду, который, будучи неграмотным, доводил их до верующих устно. Язык Корана — арабский, а потому он не переводится на другие языки. После смерти Мухаммеда все тексты его проповедей были сверены и сведены в один «Мусхаф» (араб, свиток), все остальные записи уничтожены во избежание разночтений. С «Мусхафа» были сделаны 4 копии, которые хранятся в Каабе, в мечети пророка в Медине, в Каире и в Ташкенте.

Композиция Корана хронологически и тематически не связана, имеет 114 сур (араб, ряд камней в кладке), расположенных по степени длины. Самая длинная из них — вначале, самая короткая — в конце. В свою очередь суры делятся на аяты (араб, знамение) — более короткие стихи.

Сунна (араб, образец, пример) — священное предание ислама, в котором записаны высказывания родных и сподвижников Мухаммеда о его деяниях, а также их преемников и преемников их преемников. Сунна послужила причиной раскола ислама на суннитов и шиитов. Если первые признают всю Сунну, то шииты (от араб, «шиа» — часть) отвергают Сунну преемников как недостоверную.

В середине VII в. ислам распался на три основных направления: суннитов, шиитов, хариджитов. Сунниты (люди традиций) считали, что халиф должен быть из рода курейш. Шииты — партия Али — что власть должна принадлежать прямым потомкам Али. Хариджиты — что главой уммы мог быть избран любой ее член. Догма шиитов: культ имама — авторитетного учителя.

К VIII в. окончательно оформился Шариат (араб, правильный путь) он стал сводом правил поведения, моральных норм, запретов и разрешений, обязательных для исполнения всеми мусульманами. Конституции многих современных арабских государств построены на основе Шариата.

Арабский лучник.

Характерная черта законодательства Корана — чрезмерная забота о правах собственности и недостаточное внимание правам личности. За воровство как женщинам, так и мужчинам отрубали руку. За убийство право мщения оставалось за родственниками («око за око» и т. д.). Присутствует разница между свободными и рабами, мужчиной и женщиной: «свободный за свободного, раб за раба, женщина за женщину». Коран ограждает только жизнь младенцев и запрещает детоубийство. У арабов был обычай зарывать лишних детей женского пола в землю; при исламе этот обычай быстро исчез. В суде две женщины равны одному мужчине.

Преемники Мухаммеда из рода Омейядов под знаменем ислама в результате завоевательных войн в VII—VIII вв. образовали единое государство — Халифат с обширным пространством от Пиренеев до Индии со столицей в Дамаске. Арабам удалось завоевать Ирак, Сирию, Палестину и Месопотамию, покорить всю Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, установить свое господство в Иране и Афганистане, подчинить Закавказье. ВIX в. Халифат Аббасидов (столица Багдад) распадается на отдельные государства.

С IX в. начинается расцвет искусства Арабского Востока, тесно связанного с религией. Образование Халифата привело к широкому размаху строительства. При Омейядах возводятся военные поселения, при Аббасидах — города-резиденции. Арк — цитадель правителя или наместника — строится на искусственном или естественном возвышении в центре города и доминирует над остальными городскими постройками. В дворцовый комплекс входили службы, жилые помещения, система водоснабжения, парки, зверинцы и т. д. Дворцовые помещения группировались вокруг центрального двора, откуда можно было пройти в парадный зал и жилые комплексы, расположенные, в свою очередь, вокруг внутренних двориков.

Блистательным образцом такого дворца-резиденции может служить замок Альгамбра (исп. красный) — резиденция правителей Гранады в Испании, датируемый X-XIV вв. Он расположен на высоком холме и с северной, наименее защищенной стороны окружен зубчатой стеной высотой в 18 м. Многочисленные парадные и интимные дворцовые помещения группируются вокруг двух внутренних дворов — Миртового и Львиного.

Завоевания Арабов в VII- IX вв.

Вокруг арка кольцом располагался второй город — шахристан. Здесь размещались диваны (правительственные учреждения), пятничная мечеть, медресе, базары, особняки знати. Шахристан, так же как и арк, окружался стеной.

Вокруг шахристана находилось ремесленное предместье — рабад с бойнями, дубильнями, кузнями и другими мастерскими. Здесь же строились ханаки (странноприимные дома) и караван-сараи (гостиницы для купцов). Глинобитные жилища имели внутренний дворик и глухими стенами выходили на улицу. Рабад также обносился стеной.

Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль. XI— сер. XIII вв. в истории средневековой культуры называют периодом романики. В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда про-исходит термин «романский» — римский. 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в.- как время «зрелого» романского искусства.
Древние тибетские легенды