Художественная культура и искусство Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
Курс лекций по истории искусства Мусульманская культура Тибетский буддизм Традиционная культура Японии Культура Африки Культура Византии. Основные произведения раннего христианства Начало Возрождения в Италии барокко и классицизм

Искусство средних веков изначально канонично и полностью подчинено христианской религии. Главной темой его являются события из жизни Христа, Богородицы и христианских святых. Византийская школа (православие) складывалась под влиянием восточных художественных форм. Значительное влияние на него оказало египетское искусство. Языческая культура древних греков стала считаться греховной.

Искусство сосредоточивается в храмах. Иконопись — единственное средство, для выражения новых идеалов человека. Космос концентрируется в храме, который как бы совпадает со Вселенной, включает в себя не только новое небо, но и новую землю. Если искусство Древней Греции переместило космос в земную природу, то христианский храм с восседающими апостолами стал восприниматься как новый земной мир и новое царство на земле. Оно является тем космическим идеалом, который должен вывести из плена действительный космос.

Раннехристианская базилика. Романский собор. Планы

Религиозная культура средневековья оставила после себя выдающиеся памятники архитектуры — церкви и соборы романского и готического стилей. Как произведения искусства они представляли собой синтетические организмы, в которых объединялись архитектура, скульптура, живопись. Во время службы в храме звучали слова проповеди и музыка, а праздничное богослужение являло собой театрализованное действо. Это была так называемая литургическая драма, ставшая одним из источников возрождения искусства театра в эпоху Ренессанса. Из сохранившихся образцов литургической драмы можно упомянуть «Действо о Данииле» (XII в.), посвященное рассказу об одном из библейских пророков.

В великолепных романских (Х-ХII вв.) и особенно готических (XIII-XV вв.) соборах нашли воплощение достижения строительного искусства средневековья. Рациональность конструкции и качество построек было таковым, что многие памятники сохранились до сих пор. Таковы церкви в Тулузе (1096-1250), вАрле (Х-ХI вв.), в Отэне (XII в.), соборы в Реймсе (XIII—XV вв.), Амьене (ХII-ХVвв.), Нотр-Дам в Париже (XII-XIV вв.), соборы в Вормсе (XII в.), Кельне (XIII-XIX вв.) и др.

Знаменитый комик и шут Ричард Тарлтон. XVI в.

Соборы строились по определенным сакральным канонам, имели в плане форму латинского креста, образуемую тремя или пятью продольными нефами и одним поперечным нефом (трансептом). Крест —один из распространенных и древнейших символов разных культур. В христианской традиции он связан с образом мирового древа, достигающего небес, а также становится символом распятия, воплощая идею светоносности и мученичества Христа, утверждая победу над смертью, Трех-нефное строение храма могло толковаться как воплощение идеи троичности Бога, пространство алтаря — как надгробный памятник Христу, купол и своды — символ неба и т. д.

Другим слоем культуры средневековья была культура крестьянская, народная. Она была открыта и более или менее обстоятельно изучена только в XX в. Одним из первооткрывателей народной средневековой культуры считается русский философ М. М. Бахтин, который развил концепцию народной культуры как культуры смеховой, карнавальной.* Народная культура — антипод религиозно-церковной, официальной. Она противостоит односторонней серьезности официальной культуры. Праздничный, карнавальный смех, полнота и безудержность проявлений плоти, грубая материальность и телесность — то, что было свойственно и отражало нравы крестьян. Их воплощением может служить образ Пантагрюэля из романа Франсуа Рабле.

Мюнстерский собор в Страсбурге. 1015-1439.

Музыканты. Участвующие в спектакле. Гравюра. 1588.

Музыкант, играющий на виоле.

Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного. Оно возможно как постоянное зачатие и рождение новой жизни, приходящей на смену старости и смерти.

Двойственную природу имеет и карнавальный смех, который не только отрицает, уничтожает то, что подвергается осмеянию, но и утверждает что-то положительное, новое. Карнавальный смех демократичен, он уничтожает сословные и имущественные различия между людьми, делает всех равными.

Женские платья, накидки, украшения, прически. Середина XII в.

Воины. Гравюра начала XVII в.

Виды и роды искусства в свою очередь включают в себя различные типы произведений на основании устойчивых общих черт. Эти типы называются жанрами. Наиболее распространенным принципом выделения различных жанров является тематический, на основе области действительности, отражаемой в произведении (бытовой, авантюрный, исторический, любовный, батальный, натюрморт, портрет, пейзаж и т.д.). Другим основанием деления может выступать ведущая эстетически-эмоциональная доминанта (трагедия, комедия, фарс, мелодрама, ода и др.), тип композиции (сонет, рондо, триптих и т.д.) или объем и общая структура произведения (роман, повесть, рассказ, миниатюра, эпопея и др.).
Древние тибетские легенды