Художественная культура и искусство Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
Курс лекций по истории искусства Мусульманская культура Тибетский буддизм Традиционная культура Японии Культура Африки Культура Византии. Основные произведения раннего христианства Начало Возрождения в Италии барокко и классицизм

Тростниковый дом арабского шейха.

Проповеди Мухаммеда нашли поддержку в городских низах и вызвали ярость у племенной верхушки Омейядов Мекки. В 622 г., опасаясь физической расправы, Мухаммед бежит из Мекки («хиджра» — переселение 16 июля 622 г. начинает мусульманское летосчисление) в соседний город Ясриб. Там он объединил племена, исповедовавшие язычество и иудаизм, в умму (араб, нация, народ). Мухаммед объявил себя имамом (араб, стоящий впереди) — религиозным главой, правителем, военачальником и судьей уммы. Город Ясриб был переименован в Медину (араб, город пророка). Первые военные успехи в борьбе с Меккой привлекали в умму другие племена. Вход в нее был открыт всем тем, кто признавал Аллаха единым богом. Вскоре вся Аравия признала власть Мухаммеда. Мекка стала духовным центром ислама, а ее храм Кааба (араб, куб), построенный над священным камнем, — главной мусульманской святыней

В Медине Мухаммед был принят как владыка, законодатель и устроитель, но не как вероучитель, беглец или гость. Ему было необходимо обеспечить для своей религии место рядом с еврейской и христианской. В Мекке евреи и христиане ненавидели друг друга, и их религии не допускали существования рядом какой-либо другой. Мухаммед, считавший себя последним по времени пророком, напомнил, что Авраам жил до Моисея и Иисуса; следовательно, не был ни евреем, ни христианином, а был последователем единого Бога и, по общему убеждению, находился в раю; следовательно, с верой Авраама можно спастись, и именно эту веру проповедует Коран. Коран осуждает евреев и христиан за отступление от единобожия. Евреи называли сыном божьим — Ездру, христиане — Мессию. Ислам считает, что есть только один бог — Аллах, и сын, родившийся от земной женщины, быть богом не может.

Ночное путешествие Мухаммеда в Иерусалим и вознесение на небеса. Миниатюра.

Жизнь пророка в Медине не походила на его жизнь в Мекке. После смерти своей старой жены он взял себе двух других, одной из которых была десятилетняя дочь Абу Бакра Аиша. У Мухаммеда в год его смерти было девять жен. В 630 г. Мухаммед вступил победителем в Мекку, он знал, что в это время принятие ислама не означало принятие веры, и требовал говорить: «Мы приняли ислам», а не «Мы приняли веру»; веры у них еще не было. По преданию о сдаче Мекки, Мухаммед принял присягу о поклонении только одному богу Аллаху отдельно от мужчин и от женщин. Внешний успех новой веры был поразителен. Первые походы мусульман за пределы Аравии были направлены против греков, которых Мухаммед некогда считал своими естественными союзниками.

Мухаммед умер после болезни 8 июня 632 г. Его смерть стала неожиданным событием для общины. Могилу для пророка вырыли в ту же ночь, на том же месте, где он умер; рядом с ним впоследствии похоронили Абу Бакра и Омара.

Аравия нуждалась только в земном правителе. Всем было ясно, что правитель будет эмиром (военным начальником) и он может быть только из мухаджиров (изгнанников, бежавших с пророком из Мекки) или из ансаров (помощников, встретивших его в Медине). Благодаря Омару спор был решен в пользу мухаджиров. Главой государства с титулом халифа («заместитель посланника божьего») стал ближайший друг Мухаммеда мухаджир Абу Бакр. Омар принял в свое ведение суд, Абу Убейда — финансы. При правлении Абу Бакра было усмирено восстание арабских племен, закончено завоевание полуострова и начаты военные действия против Византии и Персии. В отличие от пророка, родственники настоящего правителя не пользовались никакими преимуществами.

Образцы арабской надписи и орнамента.

Абу Бакр умер в 634 г., завещав власть Омару. При Омаре было введено новое летосчисление от 622 г., года бегства (хиджры) Мухаммеда в Медину, Мусульманский год на десять дней короче настоящего, так как Коран не признал обычай сохранять старые арабские названия лунных месяцев и от времени до времени вставлять лишний месяц (для приведения лунного летосчисления в соответствие с солнечным). Во время правления Омара мусульманская держава приняла такие размеры, что прежняя система управления ею не могла быть сохранена. В состав халифата вошли культурные области, отнятые у греков и персов; административное и финансовое устройство не изменялось для сохранения высоких доходов. Увеличились средства казны и государственные имения, вводились государственные учреждения греческого или персидского типа. Влияние в Медине приобретали инородцы. Стали назначаться высокие оклады, независимо от заслуг перед исламом, отдельным лицам.

Омар хотел сделать Аравию только мусульманской страной и изгнал тех, кто не хотел принять ислам. В Медине начиналось вытеснение арабского влияния греческим и персидским. В 644 г. Омар был убит персом.

Преемником Омара стал Осман (644-656), мухаджир, но представитель враждебного пророку рода Омейядов. Правитель заботился об увеличении средств и имений казны, увеличил размеры «запретной мечети» в Мекке и мечети пророка в Медине, для чего были приглашены иноземные мастера. Османа обвиняли в некоторых религиозных нововведениях во время паломничества, но и Омар не остановился перед введением новых молитв для ночей рамазана. Большое значение имело составление официальной редакции Корана. Было предписано уничтожить все прежние свитки, а новые разослать по нескольким городам. При Османе круг ведения судей — казиев — был ограничен.

Для современного правоверного мусульманина Осман такой же «праведный» (рашид) халиф, как его преемник Али (656-661), принявший власть из рук его убийцы. Против Али выступили некоторые спутники пророка во главе с Аишей; между ними в 656 г. произошла битва, в которой Али вышел победителем; в 657 г. произошла битва между войсками Али и Муавии, причем Али был вынужден согласиться на перемирие. Али пал, как и Омар, от руки убийцы.

Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль. XI— сер. XIII вв. в истории средневековой культуры называют периодом романики. В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда про-исходит термин «романский» — римский. 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в.- как время «зрелого» романского искусства.
Древние тибетские легенды