Художественная культура и искусство Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
Курс лекций по истории искусства Мусульманская культура Тибетский буддизм Традиционная культура Японии Культура Африки Культура Византии. Основные произведения раннего христианства Начало Возрождения в Италии барокко и классицизм

Ранней тибетской поэзии присуще постоянное употребление метафорических выражений. Иногда песни построены в форме диалога двух соперников, в вопросах и ответах которых содержаться завуалированные насмешки. Тибетский стих характеризует не рифма, а одинаковое число словослогов в строке, задающее определенный ритм. В отличие от европейской формы стиха, строки тибетского пишутся не одна под другой, а в строчку. Стихотворные строчки отделяются друг от друга только вертикальными черточками — тибетским знаком препинания.

Становление и развитие тибетской литературы началось с создания письменности в конце V — начале VI в. тибетской монашеской общиной. В одной из замурованных дуньхуанских пещер были найдены коллекции древних рукописей, которые дали первое представление о древнетибетском фольклоре, мифах и сказках, сохранившихся фрагментарно.

На этапе развития тибетской письменной традиции, который длился не менее пяти столетий, был создан Тибетский канон — огромное собрание в основном переводных произведений, насчитывающих свыше шести тысяч наименований. Это религиозно-философские тексты, переводы древнеиндийских художественных произведений, трактаты по медицине, астрологии, астрономии, логике, грамматике, поэтике и риторике, иконографии и т. п. Тибетский канон оказал огромное влияние на поведение, мировоззрение и стиль мышления тибетцев.

Второй этап формирования тибетской литературы наступил вместе с появлением оригинальных авторских сочинений, собственной религиозно-философской литературы.

Тибет в XX в. стал понемногу приоткрывать свои тайны. Западному человеку стали доступны религиозно-философские тексты. Сокровенное буддийское учение «ваджраяна», или «алмазная колесница», внезапно получило распространение на Западе — в Европе и США.

Приоткрылась к пониманию «Книга мертвых». Это уникальный памятник литературы и философии. На языке оригинала это название звучит как «Бардо Тёдол». Это древнее учение представляет собой своеобразный «путеводитель» по различным уровням загробного мира («Бардо» — обозначает область, в которую сокровенная сущность человека — душа — попадает после смерти и после нахождения в которой человеку предстоит родиться заново, но уже в новом обличье). В «Книге мертвых» утверждается, что человек вовсе не теряет сознание после момента кончины, которые есть расставание души с пришедшим в негодность физическим телом. Согласно «Книге мертвых», именно после смерти человек получает возможность увидеть воочию цельную картину мироздания, заглянуть в глубины своей собственной духовной сущности. Каждому предстоит убедиться на практике в правильности космогонических и психологических постулатов учения Будды.

Есть шесть миров Бардо: естественное Бардо в чреве матери, Бардо сна, Бардо экстатического равновесия в глубокой медитации, Бардо момента смерти, Бардо постижения реальности, Бардо возвращения к сансарическому бытию. Тибетская «Книга мертвых» — это сборник наставлений, предназначенных умирающему и умершему. Она служит путеводителем по той области Бардо, которое является промежуточным расстоянием между смертью и новым рождением продолжительностью в 49 дней. Книга состоит из трех частей. В первой — «Чигай Бардо» — описаны психические состояния в момент смерти; во второй — «Чёнид Бардо» — состояние сразу после смерти и так называемые «кармические видения»; в третьей— «Сидпа Бардо » — возникновение инстинкта рождения и явления, предшествующие новому рождению. Согласно «Книге мертвых», высшая степень понимания и просветления достигается человеком в момент смерти. После нее возникают «видения», которые приводят к новому рождению. Наставления « Книги мертвых », которые лама читает над мертвым телом, предназначены для того, чтобы на каждом этапе новых иллюзий и заблуждений напоминать умершему о постоянной возможности освобождения и объяснять природу его видений. «Книга мертвых» в высшей степени психологична. В ней говорится: «Твое сознание, сияющее, пустое, неотделимое от Великого Источника Света; оно не рождается и не умирает, оно — немеркнущий Свет, Будда Амитаба» .*

«Книга мертвых» открывает умирающему глубочайшую истину, согласно которой даже боги есть не что иное, как сияние и отражение нашей собственной души; Солнце на Востоке не меркнет, напротив, человеческая душа оказывается светом божества, а божество — душой. «Книга мертвых» говорит о первичности души, что крайне важно именно потому, что это единственное, в чем жизнь нас не убеждает. Умерший освобождается от мира «данностей». В посвящении живущего загробный мир — переворот в его взглядах и стремлениях, психологический загробный мир, или, прибегая к христианским понятиям, искупление мирских соблазнов и греха. Искупление есть отвержение и избавление от неведения мрака, движение к просветлению и освобождению, к победе и выходу за пределы всякой «данности».

«Книга мертвых» описывает процесс посвящения, цель которого — вернуть душе божественную сущность, утраченную ею с физическим рождением. Описанное посвящение представляет собой ряд ослабевающих пульсаций, завершающийся новым рождением. Если карма умершего такова, что он родится мальчиком, то он влюбится в свою будущую мать и возненавидит отца, и наоборот, будущая девочка почувствует влечение к тому, кто станет ее отцом, и отвращение к матери.

Согласно «Чёнид Бардо», реальность, характеризующая состояние Чёнид, — это реальность сознания. «Мысли предстают здесь как нечто реальное, фантазия обретает зримые формы, перед умершим проходят жуткие видения, порожденные его кармой. Первым среди них (если читать книгу с конца) появляется всесокрушающий Бог смерти — воплощение всех ужасов; за ним следуют 28 «злосильных» и 58 «кровожадных» богов и богинь. Божества образуют группы, в которых располагаются по четырем направлениям и различаются символическими цветами. Постепенно обнаруживается, что божества организованы в «мандалы», или круги с четырехцветным крестом внутри.

Читая «Книгу мертвых» с конца, после состояния Чёнид мы достигаем состояния Чигай, где кармические видения прекращаются.

Истинное просветление умерший испытывает не в конце Бардо, а в его начале, в момент смерти, после чего начинается погружение в область иллюзий и неведения — постепенная деградация, завершающаяся новым рождением в физическом мире.

Таким образом, Тибет — это такая страна, где первостепенными являлись духовные ценности, где народ в качестве высшего приоритета выбрал духовный план бытия, где материальные и технические достижения не вызывали интереса, а наукой являлась наука сознания. Но эта уникальная цивилизация в XX в. была уничтожена китайцами. Началом конца стало то, что Тибет оказался закрытой для иностранцев страной, после того как в 1873-1874 гг. англичане предприняли первую неудачную попытку проникнуть туда с завоевательскими целями. В этот период в конце XIX в. Россия и Великобритания вели «Большую Игру» по разделу сфер влияния на Дальнем Востоке. Английское правительство вело враждебную и недостойную политику в отношении Тибета, опасаясь заключения союза между Тибетом и Россией. В докладе Николаю II Бадмаев пишет, что «Тибет, как самое высокое плоскогорье в Азии, господствующее над азиатским материком, непременно должен находиться в руках России ».*

В 1904 г. Тибет пережил тревожный период: вторжение англичан вынудило Далай-ламу скрыться в Монголии, забота о стране была возложена им на членов кабинета. В 1909 г. он вернулся после непродолжительного пребывания в Пекине. В 1910 г. китайцы взяли Лхасу штурмом. И снова Далай-ламе пришлось скрыться, на этот раз в Индии. Во время китайской революции в 1911 г. китайцев изгнали из Лхасы. В 1912г. Далай-лама вернулся в столицу. 31 августа 1907 г. Англия и Россия подписали договор, в соответствии с которым Тибет представляет сферу интересов Великобритании, а Монголия — России. После китайской революции 1911 г. Монголия и Тибет в 1912 г. объявляют о своей независимости от Китая, что подтверждает международная конференция юристов в Симле.

В 20-е гг. советское правительство делало попытки установления дипломатических отношений с Тибетом, но из-за недоверия тибетского правительства к атеистической стране окончательно их прекратило.

Тибет испокон веков предвидел неизбежную гибель собственной цивилизации. И, действительно, на эту страну обрушился геноцид. В 1949 г. Китай, государство с самым многочисленным населением в мире, нападает на беззащитного соседа и без труда быстро завоевывает его. На протяжении длительного времени тибетские монахи успешно отводили угрозу китайской агрессии, щедро делясь духовной силой и мудростью в обмен на мир и безопасность. Подчиняясь новому, коммунистическому порядку, Китай решает, что религия — это яд, а Тибет — отсталая страна, где люди находятся во власти суеверий и нуждаются в переобучении.

В 1933 г., за шестнадцать лет до вторжения китайских завоевателей, Далай-лама XIII предсказал гибель уникальной культуры Тибета. На сегодняшний день нет практически никакой информации о том, что в действительности произошло в Тибете. Ани Падче, тибетская монахиня, одна из немногих, кому удалось вырваться из застенков китайского оккупационного режима, так свидетельствует: «Те, кто рискуя жизнью, пытались отстоять Тибет и его религию, были убиты или арестованы. Монастыри были разрушены, серебряные статуи отправлены в Китай. Из монастырей унесли все до последнего камня. От нас требовали, чтобы мы сознались в преступлениях против новой власти. Людей пытали и подвешивали за ноги к потолку. Когда меня бросили за решетку, мне было всего 25 лет. Вышла я уже старухой. Вся моя жизнь прошла в тюрьме» .* Мы не располагаем точными данными о погибших. Называется цифра в более чем один миллион человек. В июне 1975 г. в Тибете буквально стерты с лица земли многие древние монастыри, бесценные предметы культа конфискованы и продаются китайцами на рынках Непала. В 1959 г. в различных районах Тибета было 2300 монастырей, а число монахов составляло около 3% всего населения, то есть около 200 000 человек. Теперь в Тибете практически не осталось монахов. По сведениям из Лхасы, в знаменитом монастыре Дрепунг, основанном в 1416 г. и насчитывавшем в 1959 г. 8300 монахов, осталось теперь 5 или 6 человек.

Европейцы продолжали исследования Тибета вплоть до конца 40-х гг., неоднократно туда направлялись экспедиции. До сих пор не иссякает к нему интерес, но паломникам туда путь затруднен.

Искусство можно классифицировать по разным основаниям, следуя различным принципам классификации. Рассматривая материальное бытие художественной формы, различают искусство пространственные (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство, архитектура), временные (музыка, словесное искусство) и синтетические, пространственно-временные (театр, кино, танец), технические (кино, фотография, телевидение)
Древние тибетские легенды