Художественная культура и искусство Курс лекций по истории искусства Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
Информационные системы Технологии программирования Прогноз развития информационных технологий Мультимедийные технологии Телекоммуникационные технологии Технологии баз данных Геоинформационные системы

Мультимедийные технологии

Термин «мультимедиа» (англ. Multimedia) произошел от слияния двух латинских слов: muitum – много и media, medium – средства, соединение, сочетание [2, с. 14]. Использование термина «мультимедиа» в системах современных информационных технологий означает соединение в компьютерной среде всего многообразия инструментальных средств, которые позволяют представлять разные информационные модели реального мира, создавая системный эффект наиболее полного его восприятия человеком. Следовательно, с термином «мультимедиа» связано содержание тех возможностей, которыми обладают инструментальные средства компьютерной техники для представления, хранения и обработки разнообразной информации. Такое разнообразие в системах мультимедиа представлено базовыми элементами мультимедиа, то есть текстом, изображением, звуком и видеоинформацией.

Современный компьютер в совокупности с программным обеспечением является универсальной аппаратно-программной системой инструментальных средств, которая обеспечивает автоматизацию процессов представления, хранения, обработки и передачи информации.

Инструментальные средства, которые обеспечивают автоматическое создание базовых элементов (текста, графики, звука и видеоинформации) в побитовом виде и позволяют их соединять в одном программном модуле (мультимедиа-приложение) или создавать готовый программный продукт на компакт-диске (мультимедиа-продукт), принято называть средствами мультимедиа.

Под мультимедиа-приложением следует понимать воспроизводимый программный, модуль, в котором базовые элементы мультимедиа соединены между собой интерактивным пользовательским интерфейсом в целую информационную систему мультимедиа.

Информационная система мультимедиа создается с помощью инструментальных средств специализированного пакета прикладных программ. Мультимедиа-приложение всегда связано с той инструментальной средой, в которой оно разработано, то есть инструментальными средствами того программного пакета, в котором оно создано. Перенесение мультимедиа-приложения из одной программной среды в другую зависит от их совместимости.

Под термином «интерактивный пользовательский интерфейс» понимается способ организации многократно повторяемого диалога пользователя с инструментальными средствами для управления информационными объектами, воспроизводимыми на экране дисплея [2, с. 15].

В рамках интерактивного режима работы можно не только просматривать информационные элементы, но и управлять их взаимодействием. Если пользователю предоставляется структура связанных объектов, то есть элементы мультимедиа уже имеют определенную логическую связь, то интерактивное мультимедиа становится гипермедиа.

Под термином «гипермедиа» понимается программированный метод управления сюжетными элементами в единой структуре «сценария» мультимедиа-приложения.

Следующим важным понятием является «мультимедиа-продукт», который следует рассматривать как конечный результат использования современных компьютерных и телекоммуникационных средств записи созданной программы мультимедиа на компакт-диск в соответствии с проектом мультимедиа.

Проектом мультимедиа называется совокупность характеристик информационной системы мультимедиа, предназначенных для реализации основной идеи и удовлетворения пользовательской потребности в определенной предметной области деятельности.

Из данных определений следует, что понятия «проект мультимедиа», «мультимедиа-приложение» и «мультимедиа-продукт» образуют триединую методологическую систему мультимедиа. Эта система представлена в виде принципов и методов:

разработки содержания концепции (идеи) мультимедиа;

отбора содержания базовых информационных элементов мультимедиа;

структурирования и организации информационной системы мультимедиа;

выбора аппаратно-программной платформы и инструментальных средств мультимедиа.

Методологическая система мультимедиа является научно-теоретической базой, обеспечивающей выбор наилучшего способа реализации авторской идеи в конечный программный продукт с учетом современных требований в области мультимедиа и пользовательского спроса. Такая система позволяет обеспечить необходимое качество содержания информационной системы мультимедиа и качество создаваемого информационного продукта.

Таким образом, с точки зрения содержания в понятии «мультимедиа» отражена система принципов и методов отбора и сочетания или комбинации базовых информационных элементов: текста, графики (изображения), звука и видеоинформации, представленная в символьно-цифровом виде. Символьно-цифровые средства представления информации основываются на принципе количественно-параметрического описания каждого символа информации. Этот принцип лежит в основе создания информационных моделей объектов реального мира, то есть их формального описания в качестве математических моделей. Компьютерная система построена с учетом принципа алгоритмизации логических и вычислительных процедур, поэтому она может работать только с формализованными данными.

Если текст и графика как информационные элементы всегда являлись доступными для обработки в компьютерных системах, то звук и видеоизображение стали достаточно «новыми символьными» [2, с. 16] элементами. Представление звуковой и видеоинформации в компьютере, да еще ее алгоритмизированная обработка, потребовали развития нового направления компьютерных технологий, которые, как уже говорилось, стали называться цифровыми технологиями. Далее мы остановимся более подробно на раскрытии такого комплексного понятия, как «технология мультимедиа».

Для обеспечения процесса соединения информационных элементов, имеющих разные типы представления в виде текстовых, графических, звуковых и видеофайлов в единой программной среде, существуют специальные инструментальные средства мультимедиа. Использование всего многообразия инструментальных средств мультимедиа создают уникальность технологии мультимедиа. Такая уникальность связана с тем, что понятие «технология мультимедиа» следует определять на основе фундаментального содержания слова «технология» (лат. Techno – мастерство, искусство [22, с. 28]), которое трактовалось первоначально как искусство владения инструментальными средствами создания чего-либо (продукта).

Под понятием «технология мультимедиа» рекомендуется понимать систему взаимосвязанных способов творческой обработки информационных элементов мультимедиа и методов их гармоничного соединения с помощью авторской системы мультимедиа. Овладение технологией мультимедиа требует знаний и навыков работы не только в области компьютерной техники и программного обеспечения, но и в области литературной стилистики, художественного дизайна, психологии, режиссуры и мн. др. Можно констатировать, что технология мультимедиа предполагает переход от визуального представления информации к символьному, которое позволяет формировать системное мировоззрение и миропонимание человеком окружающего его информационного пространства в целостном единстве.

Именно искусство использования инструментальных средств авторских систем при создании элементов мультимедиа, а особенно для их гармоничного соединения и компоновки в структуре мультимедиа-приложения, требует развитых навыков творческой работы с разными формами представления информации. Искусство работы с авторскими системами позволяет достигать разнообразных эффектов восприятия многообразия информации.

Под авторскими системами мультимедиа принято понимать инструментальные средства специализированных программных продуктов, позволяющие автоматизировать процесс разработки мультимедиа-приложения.

Авторские системы мультимедиа представляют собой специальные программные продукты, которые требуют определенного аппаратного обеспечения. Такое обеспечение, как уже говорилось выше, называется аппаратно-программной платформой, то есть стандартом мультимедиа PC и с соответствующей операционной системой.

В современной литературе существует разностороннее представление о системах мультимедиа, но не создается целостного взгляда на отношения и связи элементов, поэтому авторы взяли на себя смелость заполнить этот пробел.

Понятие «система» используется в том случае, когда ее элементы имеют определенную взаимосвязь и организованы в определенную структуру. В свою очередь, взаимосвязь различных систем формирует целостность среды, в которой они функционируют.

На рисунке 33 схематично представлена среда мультимедиа, которая образуется при взаимодействии основных систем мультимедиа. Данная схема взаимосвязей между основными понятиями мультимедиа позволяет систематизировать знания в области мультимедиа в логической последовательности от создания проекта до получения результата. Результатом реализации проекта мультимедиа являются мультимедиа-приложение или мультимедиа-продукт, качество которых полностью зависит от взаимосвязи аппаратно-программной системы (платформы) мультимедиа и системы принципов и методов, выбранных для создания информационной системы мультимедиа.

 


Рис. 33. Среда мультимедиа

Основой такой взаимосвязи становится технология мультимедиа, которая определяет творческую способность использовать предоставляемые инструментальные средства на всех этапах реализации проекта мультимедиа с помощью авторских систем.

Понятие «среда мультимедиа» включает в себя целый комплекс разнообразных систем: методологических, информационных, технологических, технических, программных, авторских, инструментальных. Представленная схема указывает на наличие взаимосвязи всех систем мультимедиа и позволяет судить о многоаспектности профессиональных знаний, умений и навыков для разработки и создания продуктов мультимедиа. Для создания качественного мультимедиа потребуется талант и мастерство. Таким образом, на всех этапах работы над созданием мультимедиа необходимо развивать способность к творческим поискам наилучших способов создания и сочетания разнообразных информационных элементов, которые в конечном итоге могут завершиться удачным результатом. Творческий процесс является одним из главных факторов успеха в мультимедиа, так как связан с развитием воображения и ассоциативных способностей.

«Мультимедиа не вырастает, как цветок, из банкнотов инвесторов и издателей, а является результатом упорной работы талантливых людей» [8, с. 157].

Следовательно, для работы в среде мультимедиа необходимо иметь навыки не только работы с аппаратно-программными средствами, но и иметь представление о результатах воздействия различной символьной информации на человека. Это необходимо для получения наиболее эффективного результата при использовании разработанных мультимедиа-приложений.

Системы класса B - это системы (подсистемы) подготовки и учета производственной деятельности предприятия. Системы класса B предназначены для выполнения класса задач, требующих непосредственного участия человека для принятия оперативных (тактических) решений, оказывающих влияние на ограниченный круг видов деятельности или небольшой период работы предприятия. В некотором смысле к таким системам принято относить те, которые находятся на уровне технологического процесса, но с технологией напрямую не связаны.
Технологии искусственного интеллект