Художественная культура и искусство Курс лекций по истории искусства Теория машин и механизмов Математический анализ Электротехника и электроника Расчеты электрических цепей Начертательная геометрия Примеры выполнения заданий
контрольной работы
Лекции и задачи по физике Компьютерная  безопасность Информационные системы Получение электрической энергии Атомная физика
Информационные системы Технологии программирования Прогноз развития информационных технологий Мультимедийные технологии Телекоммуникационные технологии Технологии баз данных Геоинформационные системы

Информационные процессы

Номенклатура информационных процессов

Основой понятия «информационный процесс» является термин «процесс», который означает, что что-то происходит, совершается, т. е. изменяется с течением времени. В природе нескончаемо что-нибудь происходит. Естественным изменениям, т. е. таким процессам, как старение, выветривание, эрозия, подвержены даже такие объекты, которые нам кажутся очень стабильными, неизменными, например, скалы и горы. То же самое относится и к процессу существования живого существа.

Наряду с естественными процессами человек организует искусственные процессы с целью осуществления необходимых или желательных для него изменений. Такие изменения служат удовлетворению человеческих потребностей. Хотя человек и подчиняется законам природы, все же он может ускорить, усилить или улучшить некоторые природные процессы или их свойства.

Целенаправленное изменение определенных объектов имеет для людей жизненную важность. Искусственные процессы, в которых те или иные свойства объекта действия претерпевают соответствующие изменения при участии людей и технических средств, вследствие чего достигается его желаемое состояние, называют преобразованиями.

Процесс (в широком смысле) – последовательная смена в развитии явлений, состояний и изменений.

Процесс (в узком смысле) – совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов.

Информационный процесс – совокупность действий, производимых над информацией, для преобразования или сохранения ее формы и (или) содержания в соответствии с поставленными целями.

Качественная специфика информационной деятельности находит выражение в номенклатуре составляющих ее процессов. Как уже отмечалось, процессная структура информационной деятельности не определена однозначно, является предметом научного поиска и обсуждения. Чаще других в ряду информационных номинируются следующие процессы: создание, сбор, запись (фиксация), ввод, вывод, представление, обработка, кодирование, поиск, идентификация, отбор, хранение, актуализация, накопление, тиражирование (копирование), обмен, передача, распространение, обслуживание, защита, использование информации. Очевидна необходимость четкого терминирования понятий, установления логических (включая иерархические) связей между ними, устранения синонимии, возможных лакун и избыточности.

Информационные процессы, согласно законодательству РФ (законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене»), – процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации.

ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» определяет следующую номенклатуру информационных процессов: сбор, создание, хранение, накопление, поиск, вывод, копирование, передача и распространение информации.

Не претендуя на бесспорность позиции и признавая возможность ее корректировки и уточнения, к сущностным процессам информационной технологии будем относить (рис. 15):

генерирование (возникновение, порождение) информации;

восприятие информации;

сбор, регистрация информации;

передача информации;

обработка информации;

хранение информации;

поиск информации.

Генерирование информации

Генерированием информации называют всю совокупность процессов, в итоге которых возникает новая информация. При этом, под новой понимается такая информация, которая отсутствует в системе и которую нельзя получить на основе имеющейся. Новая информация может генерироваться как человеком, так и техническими устройствами. Общее содержание процесса генерирования показано на рисунке 16.

 


Рис. 15. Логическая модель информационных процессов

 


Рис. 16. Структура и содержание процесса генерирования информации

 

Восприятие информации

Восприятие информации – процесс преобразования сведений, поступающих в техническую систему или живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования.

Благодаря восприятию информации обеспечивается связь системы с внешней средой. Восприятие информации необходимо для любой информационной системы, коль скоро она претендует на какую-либо полезность.

Современные информационные системы, создаваемые, как правило, на базе ЭВМ, в качестве своей составной части имеют более или менее развитую систему восприятия. Система восприятия информации может представлять собой достаточно сложный комплекс программных и технических средств. Для развитых систем восприятия можно выделить несколько этапов переработки поступающей информации: предварительная обработка для приведения входных данных к стандартному виду для данной системы, выделение в поступающей информации семантически и прагматически значимых информационных единиц, распознавание объектов и ситуаций, коррекция внутренней модели мира. В зависимости от анализаторов, входящих в комплекс технических средств системы восприятия, организуется восприятие зрительной, акустической и других видов информации. Кроме того, различают статическое и динамическое восприятие. В последнем случае особо выделяют системы восприятия, функционирующие в том же темпе, в каком происходят изменения в окружающей среде. Важнейшей проблемой восприятия информации является проблема интеграции информации, поступающей из различных источников и от анализаторов разного в пределах одной ситуации. Кратко рассмотрим процесс восприятия наиболее важного вида информации – зрительной.

Можно выделить несколько уровней зрительного восприятия.

1. Получение изображения, поступающего от рецепторов. Как правило, к ЭВМ подключают специальные устройства цифрового ввода изображения, в которых яркость каждой точки изображения кодируется одним или несколькими двоичными числами.

2. Построение образной модели. На этом уровне с помощью специально разработанных алгоритмов происходит обнаружение объектов в описании сцены и разбиение изображений на значимые сегменты. Эффективность алгоритмов анализа сцен определяет скорость работы системы восприятия.

Рис. 17. Работа системы зрительного восприятия

текстовой информации

3. Построение образно-семантической модели. На этом уровне за счет информации, имеющейся во внутренней модели внешнего мира, и за счет знаний, хранящихся в ней, опознаются выделенные на предшествующем уровне объекты и между ними устанавливаются пространственные, временные и другие виды отношений. В технических системах на этом уровне восприятия используются методы распознания образов. Полученные знания о текущей ситуации могут использоваться в дальнейшей работе. На рисунке 17 представлена система зрительного восприятия текстовой информации.

Предлагается использовать следующую классификацию систем и подсистем КИС. В зависимости от уровня обслуживания производственных процессов на предприятии сама КИС или его составная часть (подсистемы) могут быть отнесены к различным классам: Класс A: системы (подсистемы) управления технологическими объектами и/или процессами. Класс B: системы (подсистемы) подготовки и учета производственной деятельности предприятия. Класс C: системы (подсистемы) планирования и анализа производственной деятельности предприятия.
Технологии искусственного интеллект