Искусство
Сопромат
Матанализ
Примеры
Ренессанс
Электротехника
Физика
Задачи

Возрождение

Расчеты
Геометрия
Лекции
АЭС
Энергетика
Начертательная
Чертеж

Подводная лодка - корабль, способный погружаться (всплывать) и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки - скрытность.

На сегодняшний день, ни для кого не является секретом тот факт, что высокими темпами развивается ядерная энергетика. Говоря об этой отрасли, особое предпочтение отдают разговорам об атомной промышленности, забывая о том, что помимо нее также существуют и другие аспекты для интереса. Мне бы хотелось рассказать в своей работе об еще одном виде использовании ядерной энергетики – об ядерно-энергетических транспортных установках, а в частности, об атомных подводных лодках.

Рисунок  1.Атомный ледокол “Ленин”

1.Атомные суда в мирных целях

 Самая Важная сфера применения ядерных энергетических установок – это морской флот и прежде всего ледокольный флот.

 В настоящее время российский атомный ледокольный флот насчи­тывает 7 действующих ледоколов, 1 атомный лихтеровоз (баржевоз), 1 выведенный из состава флота, но сохраняемый первый атомный ледокол "Ленин". Кроме того, на Балтийском заводе строится новый ледокол “50 лет Победы”. Это самый большой в мире гражданский атомный флот.

 Атомные ледоколы были построены с целью обеспечения проводки судов вдоль Арктического побережья. Ледоколы используются при перевозке различных грузов, в основном железной руды из Норильска на Кольский полуостров, где руда переправляется на обогатительные предприятия Мурманской области. Протяженность этого маршрута со­ставляет около 3000 км. /4/

Первым в мире гражданским судном с ядерной энергетической ус­тановкой был спущенный на воду в 1957 году ледокол "Ленин". "Ле­нин" находился в эксплуатации 30 лет — с 1959 по 1989 гг. Водоизмещение "Ленина" 16 тыс. тонн, длина 134 м, осадка 9.2 м.

 Советские судостроители не ошиблись, поставив ядерный реактор на ледокольное судно. Это было прогрессивное решение: ледоколу нужна неограниченная автономность, то есть способность долго находиться в море без пополнения запасов топлива, и большая мощность силовой установки, ибо в поединке корабль - лед шансы на победу будут принадлежать судну, которое окажется сильнее стихии. Все это гарантирует атомный двигатель. Атомоход «Ленин» имел неоспоримые преимущества перед атомными судами, построенными затем в ФРГ, Японии и США. 

 Основываясь на опыте создания и эксплуатации первого атомохода, в 1975 году введен в строй еще более мощный корабль - "Арктика". Этот ледокол первым из надводных судов 17 мая 1977 года достиг в свободном плавании Северного полюса. "Арктика" - 3-вальный турбо­электроход с 4 палубами, баком и 5-ярусной средней надстройкой, корпус разделен на 8 водонепроницаемых отсеков. Атомная водо-водяная паропроизводящая установка состоит из 2-х блоков по 1 реактору и четырех парогенераторов в каждом.

  Гребная электрическая установка переменно-постоянного тока выполнена по схеме "генератор переменного тока — кремниевый выпрямитель - электродвигатель постоянного тока", 3 гребных электродвигателя мощностью по 17.6 МВт. Водоизмещение - 23 460 т, длина 148 м. ширина 30 м, осадка 11 м, высота борта 17 м, мощность атомной паро-производящей установки - 55.1 МВт. Всего построено 5 ледоколов типа "Арктика".

      Новый советский ледокол «Арктика» представлял собой улучшенный вариант уже испытанного и проверенного первого нашего атомохода. Ему были не страшны преграды, воздвигаемые природой на Северном морском пути. Судно имело водоизмещение 25 тыс. т, длину 150 и ширину 30 м. Три винта приводили в действие «атомное сердце» мощностью 75 тыс. л. с. Эта мощность позволяла атомоходу ломать пятиметровый лед, а на чистой воде развивать скорость в 18 узлов. /1/

Арктика

Рисунок 2. Ледокол «Сибирь» класса «Арктика»

  Кроме того, в конце восьмидесятых годов в Финляндии были построены 2 ледокола: "Таймыр" и "Вайгач", оснащенных одним реактором и способных заходить в устья крупных рек. Их длина – 151 м, ширина -29 м, мощность реактора 35 МВт.

 Рисунок 3 Ледокол «Таймыр» класса «Таймыр» 

Учитывая огромную протяженность береговой линии и островов советского Заполярья, где пока недостаточно оборудованных портов, решено первое атомное транспортное судно сделать комбинированным.

Солнечная энергетика относится к наиболее материалоёмким видам производства энергии. Крупномасштабное использование солнечной энергии влечет за собой гигантское увеличение потребности в материалах, а, следовательно, и в трудовых ресурсах для добычи сырья, его обогащения, получения материалов, изготовление гелиостатов, коллекторов, другой аппаратуры, их перевозки. Пока ещё электрическая энергия, рожденная солнечными лучами, обходится намного дороже, чем получаемая традиционными способами. Ученые надеются, что эксперименты, которые они проводят на опытных установках и станциях, помогут решить не только технические, но и экономические проблемы.

Ланшафтный дизайн